Так называемый слепой нищий. Смешная притча о слонах

Авито
Притча про слепых и слона

Слепые и слон. Притча

Слон и слепые
Притча о слепых и слоне

В одной деревне когда-то жили шестеро слепых. Как-то они услышали: «Эй, к нам пришёл слон!» Слепые не имели ни малейшего представления о том, что такое слон, и как он может выглядеть. Они решили: «Раз мы не можем его увидеть, мы пойдём и хотя бы потрогаем его».

«Слон – это колонна», – сказал первый слепой, потрогавший слоновью ногу. «Слон – это веревка», – сказал второй, схвативший его за хвост. «Да нет же! Это толстый сук дерева», – сказал третий, рука которого провела по хоботу. «Он похож на большое опахало», – сказал четвёртый слепой, который взял животное за ухо. «Слон – это большая бочка», – сказал пятый слепой, пощупав живот.

«Он больше похож на курительную трубку», – заключил слепой, проведя по бивню.
Они начали горячо спорить и каждый настаивал на своем. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы причиной их жаркого спора не заинтересовался проходивший мимо мудрый человек. На вопрос: «В чем же дело?» слепые ответили: «Мы не можем разобраться в том, на что похож слон». И каждый из них сказал то, что думал о слоне.

Тогда мудрый человек спокойно объяснил им: «Правы вы все. Причина того, почему вы судите по-разному, заключена в том, что каждый из вас трогал разные части слона. На самом деле слон имеет все то, о чем вы говорите». Все сразу почувствовали радость, потому, что каждый оказался прав.

Мораль заключена в том, что в суждениях разных людей об одной и той же вещи чаще всего только доля истины. Иногда мы можем видеть часть истины другого, а иногда – нет, поскольку смотрим на предмет под разными углами зрения, которые совпадают редко.
Поэтому, нам не стоит спорить до посинения, разумней сказать: «Да, я понимаю, у тебя могут быть определенные основания так считать».

Как-то раз потехи ради
Слуги привели к радже
Во дворец троих незрячих
От рождения людей...
Ну, а чтобы посмеяться
Господин сумел сполна,
Привели с тремя слепцами
Ко дворцу раджи слона...
У дворца столпились люди,
Каждый с нетерпеньем ждал,
Что сейчас здесь что-то будет:
Что-то выдумал раджа!..
Слуги вывели на площадь,
Где ждал слон, троих слепых
И велели им на ощупь
Разгадать загадку их.
Первый, хобота коснувшись
И с собой не совладав,
Побледнел и, отшатнувшись,
Вскрикнул в ужасе: «Удав!
Да ведь этакому гаду
Плюнуть раз – меня убить!» -
И слепцу тому наградой
Стал весёлый смех толпы.
А второй, объяв руками
Ногу крепкую слона,
Говорил, что слон как камень,
Что живая он скала.
Крики становились громче,
Становился звонче смех,
Ведь народ давно уж очень
Не видал таких потех.
Третий робко трогал ухо
Этой «каменной змеи».
Наконец, собравшись с духом,
Мысли высказал свои:
«Хоть себе представить зверя
Этого с трудом я смог,
Всё же, думаю: наверно,
Слон – огромный... мотылёк!
Я крыло его большое
В этот миг в руках держу!» -
Смех взорвался над толпою,
Хохот задушил раджу...
Удалась его потеха!..
В ту минуту одному
Только было не до смеха
Потрясённому слону...
«Да, я крепок словно камень,
Да, я как удав силён,
Но душой под облаками
Я порхаю мотыльком!»
И, «увиденный» слепыми,
Благодарный их словам
Посадил слепцов на спину
И повёз их по домам...
В ту минуту осознал слон
И увидел хорошо:
Слеп не тот, кто слеп глазами,
Зрячий тот, кто зрит душой...
Мы порой бываем слепы
И себя пугаем зря...
А в слоне мы так нелепо
Видим только лишь слона!..

Есть такая притча про трех слепцов исследовавших слона.

Один, дотронувшись до слона, говорит: “О, это похоже на стену”.
Другой потрогал ногу слона и утверждает: “Это дерево”.
Третий хватает слона за хвост и заявляет: “Ну что вы, это же веревка!”

Есть у этой притчи также и неожиданное продолжение.

Три слепых слона, решили узнать каков же человек.
Первый пощупал и сказал, что он плоский и мокрый.
Двое других пощупали и согласились….

А смысл в ней таков - мир нельзя интеллектом
Хоть сотни слепых или зрячих постичь!
Тому, кто всё создал, известен тот вектор,
Который поможет не сбиться в пути.

У Вас он другой и всем смыслом, и стилем,
У Вас во главе человечность, душа…
Но сколько б душа не вложила усилий,
Не сможет незрячий «узреть» лягушат.

За горами был расположен большой город. Все его жители были слепыми. Однажды какой-то чужеземный король со своим войском расположился лагерем неподалеку от города в пустыне. В королевском войске был огромный боевой слон, прославивший себя во многих битвах. Одним своим видом он повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать, что же это такое – слон, и несколько слепых этого сообщества побежали, как безумные, чтобы узнать это.

Не имея никакого понятия о том, какими бывают слоны, они принялись ощупывать его со всех сторон. Каждый из них, ощупав какую-нибудь его часть, решил, что теперь он знает что-то. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывая в глубоком заблуждении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто сам заблуждался. Люди расспрашивали о форме и размерах слона и выслушивали их объяснения.

Человек, трогавший ухо слона, сказал: “Слон – это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер”.

Но тот, кто ощупал хобот, сказал: “У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную”

“Слон могуч и крепок, как колонна”, – возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона.
Смеющийся слон

Веселее всего самому слону;)

Эта притча иносказательно объясняет почему люди могут иметь кардинально противоположные мнения (на первый взгляд), по одной и той же теме.

Большинство из нас слепы. Мы видим реальность сквозь призму собственных убеждений, собственной личности, собственной системы правильно-не правильно, сквозь призму собственного опыта и.т.д. Это делает нас практически слепыми, так как в большинстве случаев наше знание о вещах частично, поверхностно и субъективно и чем больше степень абстракции чего-либо о чем мы составляем свое суждение, тем более слепыми мы являемся.

Вот почему существуют кардинально противоположные мнения относительно таких абстрактных понятий, как любовь, бог, дружба, свобода и прочее прочее. Главная шутка в том, что каждый прав. И тот, кто утверждает одно и тот, кто утверждает абсолютно другое. Просто каждый пощупал разную часть слона и смешал это со своим субъективным мнением относительно такого опыта.

Вопросы истины и заблуждения поднимаются в древнеиндийской притче о слоне и слепых мудрецах.

Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?

Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.

Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.

Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.

Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.

Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.

М-м-м... это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.

Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.

Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.

Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец в руках держал хобот слона.

Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.

Нет, на веревку!

Нет, змею!

Вы ошибаетесь!

Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе.

В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.

Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.

Притча о слоне и слепых мудрецах в стихах

Английский поэт Джон Сакс изложил притчу в стихотворной форме, в результате чего эта аллегория и обрела большую известность в англоязычных странах. На русском языке стала популярной под названием «Учёный спор» в переводе Самуила Маршака.

Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.

Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.

Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон - одна
Из безопасных змей.

Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
- На два отточенных штыка
Похож индийский слон!

Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.

А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше чем глиста.

Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.

А так как пятый был силен, -
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!

Смешная притча о слонах

Существует и альтернативная юмористическая версия этой притчи.

Собралось однажды шесть слепых слонов в надежде выяснить совместными
усилиями, что же такое человек.

Притча эта изложена в 9-й главе Евангелия от Иоанна. Краткое содержание её таково. Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. “Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того , чтобы на нём явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому...” Затем Иисус сказал ему, чтобы он умылся “в купальне Силоам, что значит: посланный.” Слепой умылся и стал зрячим. “А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.”

Эта притча толкуется обычно как одно из чудес, которые совершил Иисус Христос, чтобы люди поверили, что Он сын Божий и послан на Землю нести свет людям. Это так. Но есть в этой притче ещё ряд глубоких смыслов.

“Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.” (Иоан 1: 17).

Первый смысл этой притчи состоит в том, что Иисус Христос открыл слепому человечеству глаза на Истину, которая в том, что человек должен соблюдать Законы Божьи и, только следуя им, оно увидит Свет - познает Истину. - “...Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир” (Иоан.1: 9). Брением Иисус помазал глаза слепому, показав тем самым, что следует устранить земную грязь , чтобы увидеть Свет. Однако грязь эту надо смыть в купальне “Силоам, что значит: посланный”, т. е. устранить с помощью посланника Божьего - Иисуса Христа.

Второй смысл притчи. В слепоте человечества никто не виноват, ибо оно родилось слепым, но достигнув зрелости, должно, наконец, прозреть и не само по себе, не вымаливая себе средства на жизнь на паперти, а получив излечение от Сына Божьего . Он сделает это тогда, когда человечество созреет для того . И это сделает посланник Божий, и без какой-либо просьбы от людей, и сделает это, чтобы излечить их от слепоты.

Третий смысл заключается в том, что это чудесное действие Иисус Христос произвёл в субботу, т. е. в конце недели . Если ориентироваться на современные научные и научно-технические достижения человечества, в том числе и на факт открытия Генома и Законов Мира, это произошло именно в конце витков важнейших эволюционных космических спиралей, накануне перехода в качественно новую среду обитания. Этот период аналогичен концу семидневной недели, которая у древних евреев начиналась в воскресенье. Именно в “субботний день” и живёт в настоящее время земное человечество. Запрет на рабочую субботу. Почему? - Да просто потому, что именно в самом конце эволюционного витка космических спиралей, которые завершились и завершаются в 2000-2003 гг. и в 2013 г., человечество нанесло огромный вред Природе Земли, в том числе и себе. Дальнейшее же развитие производств может погубить человечество и биосферу Земли. Лучше ничегонеделанье, чем деланье зла! Лишь в этот период - в так называемую “субботу” жизни человечества познаются возможность и суть Космоса, открываются глаза человечества на Мир, и оно увидит его теперь в новом свете, получив ещё один дополнительный орган чувств - космическое ясновидение, яснослышание.


Четвёртый смысл в том, что прозрение придёт “днём”, вслед за которым “приходит ночь, когда никто не может делать”. Да, сразу после квантового (скачкообразного) перехода Солнечной системы, в том числе Земли, на новые витки галактических и вселенских спиралей, что, по моим расчётам, можно ожидать в 2003 году, наступит “ночь”, когда человечеству придётся адаптироваться к новым условиям среды обитания . История подсказывает, что накануне этих квантовых переходов на несколько месяцев возможно потускнение Солнца .

А заключается эта глава такими словами: “И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас” (Иоан. 9: 39-41).

Иисус Христос многократно подчёркивает, что он несёт Истину людям, данную Ему Отцом Его: “Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру” (Иоан. 8: 26). Он вынужден был это говорить многократно, так как люди, не обладая подобными качествами, не могли взять в толк, что же это такое? Их бесконечно одолевали сомнения. И в этом провидческий смысл, ибо и по прошествии 2000 лет подавляющее большинство человечества продолжает находиться в том же состоянии космической слепоты .

Смысл этой части притчи в том, что люди полагали, что они знают истину, ибо зрячи, но Истина там и оттуда, чего они не видят и не могут видеть. И именно эта уверенность современных фарисеев - космически слепых, но полагающих себя зрячими - явилась основой для многочисленных человеческих грехов. Они не имели бы их, если бы полагали, что слепы. Их же самоуверенность и явилась причиной тех величайших экологических дисгармоний, которые человечество создало на Земле, особенно в XIX и XX веках.

Искусство Нидерландов 16-го века
Картина «Притча о слепых». Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме. Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших художников-мудрецов в искусстве Северного Ренессанса. «Притча о слепых» — картина, имеющая другие названия — «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего». Источник сюжета — Евангелие от Матфея (15, 12-19). На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Лица наискось пересекающих полотно нищих-слепцов нечеловечески уродливы и при этом реальны. Взгляд зрителя, словно обгоняя их, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательное изменение — от тупости и животной плотоядности через алчность, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и отвратительному духовному уродству обезображенных лиц. И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер. По существу, Брейгель берет реальный факт. Но художник доводит его до такой образной концентрации, что тот, обретая всеобщность, возрастает до трагедии невиданной силы. Только один, падающий слепец обращает к нам лицо — оскал рта и злобный взгляд пустых влажных глазниц. Этот взгляд завершает путь слепцов— жизненный путь людей. Но тем более чист — безлюден и чист — пейзаж, перед которым спотыкается один слепец и которого уже не заслоняет другой. Деревенская церковь, пологие холмы, нежная зелень деревьев у Брейгеля полны тишины и свежести. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Мир спокоен и вечен. Человечна природа, а не люди. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. И хотя он старается придать своей картине строй ясный и холодный, ее цвет — стальной, но с нежным сиреневым дрожащим отливом— выдает ее трагическую и напряженную безысходность. В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Христос сказал, имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Эта притча о человеческой глупости неоднократно встречается в писаниях гуманистов, и мы знаем по меньшей мере еще об одном более раннем обращении к этому сюжету, но трагическая глубина и убедительность образа, созданного Брейгелем, придает этой теме особую силу воздействия. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Картина Брейгеля является вечным предостережением людям, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель. Возможно, Брейгель находил в библейском содержании притчи также нечто созвучное своему времени. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека». После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст - из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства... хуления». Вероятно, Брейгель соотносил этот сюжет картины с теми спорами, которые кипели тогда вокруг деталей религиозного обряда. После картины «Притча о слепых» Брейгель исполнил только одну картину — «Сороку на виселице» (1568; Дармштадт, Музей), где сплелись и последние разочарования художника, и стремление возвратиться к былой гармонии, и сознание невозможности такого возвращения.