Кто делает ракеты. Самарская Губернская Дума — Юным гражданам губернии. Краткая история ракет

Youtube

Что такое космическая ракета? Чем она отличается от обычной? Космическая ракета – это ракета составная, многоступенчатая, работающая на жидком топливе. Никто в готовом виде такую ракету сразу не придумал!

Первые простые ракеты появились ещё в 13 веке в Китае.

Эскизы и чертёжи первых многоступенчатых ракет появились в трудах военного техника Конрада Хааса (1556 г.) и учёного Казимира Семеновича (1650 г.). Именно он, по мнению многих специалистов, является первым изобретателем многоступенчатой ракеты. Но это были военно-инженерные проекты. Ни Хаас, ни Семенович не предполагали их использование в космических целях.

Первым идею использования многоступенчатой ракеты для полёта в космос предложил
в 17 веке… Сирано де Бержерак в своей фантастической повести «Путешествие на Луну» (1648 г.).

Но дело в том, что обычная многоступенчатая ракета на твёрдом топливе (в основном предлагался порох) не годилась для космических полётов. Нужен был принципиально иной вид топлива.

И вот, наконец, в начале 20 века, в 1903 году, наш соотечественник К. Э. Циолковский придумал, как научить ракету летать в космосе. Он придумал ЖИДКОЕ двухкомпонентное топливо! – Впервые предложил конструкцию космической ракеты с жидкостным реактивным двигателем! – В этом его великая заслуга. И именно поэтому Циолковский считается одним из основоположников космонавтики (хотя ему и не удалось предложить работоспособную конструкцию ракеты). «Одним из» – потому что всего их трое. Кроме нашего Циолковского это ещё американец Роберт Годдард и немец Герман Оберт.


Годдард в 1914 г. первым, наконец, предложил прототип настоящей космической ракеты – многоступенчатую ракету на жидком топливе. То есть Годдард свёл воедино две основополагающих идеи – идею многоступенчатости и идею жидкого топлива. Многоступенчатость + Жидкое топливо = Космическая ракета. То есть проект настоящей космической ракеты впервые появился именно в трудах Годдарда. Причём в конструкции ракеты Годдарда предусмотрено последовательное отделение ступеней. Именно Годдард в 1914 г. впервые получил патент на изобретение многоступенчатых ракет.
Более того, Годдард занимался не только теоретическими выкладками. Он был ещё и практик! В 1926 году именно сам Годдард и построил первую в мире ракету с жидкостным реактивным двигателем (на жидком топливе). Построил и запустил! (Пусть тогда ещё и не на очень большую высоту, но это же был только первый пробный запуск!)
Так что если к кому в большей степени и относится фраза «придумал космическую ракету» – так это именно к Годдарду.


Стать свидетелем запусков многоступенчатых космических ракет суждено было только одному из трёх «отцов» – Герману Оберту. В 1923 году выходит его книжка, в которой он предложил двухступенчатую ракету для полёта в космос. Выход этой работы имел огромный резонанс в обществе! Даже советская газета «Правда» неоднократно писала об идее «немецкого профессора Оберта, который придумал способ полёта в космос». Оберт тоже был практиком. Он тоже построил свою ракету.

Кроме традиционно называемых трёх «отцов», пожалуй, можно назвать ещё и четвёртого основоположника космонавтики – Юрия Кондратюка, который в своём труде «Тем, кто будет читать, чтобы строить» дал принципиальную схему и описание 4-ступенчатой ракеты, работающей на кислородно-водородном топливе. Работа над рукописью была начата в 1916 г. и закончена в 1919 г. Кондратюк знаменит, прежде всего, тем, что именно он рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Предложенная им в 1916 году траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка».

12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Один виток вокруг земного шара продолжался 108 минут.

Развитие пилотируемых полетов у нас в стране проходило поэтапно. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам - таков путь, пройденный советской и российской пилотируемой космонавтикой.

По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается как «Всемирный день авиации и космонавтики».

В Российской Федерации памятная дата «День космонавтики» установлена 12 апреля в соответствии со статьей 1.1 Федерального Закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

Самара - столица ракетно-космической отрасли России

Космическая отрасль России - это и многочисленные конструкторские бюро, и промышленные предприятия, и испытательные полигоны, и четыре космодрома. Есть своё «правительство» - Федеральное космическое агентство. И своя «столица» с её комплексом организаций и предприятий, связанных с космическим машиностроением.

Именно в Самаре (быв. Куйбышеве) были изготовлены две ступени ракетоносителя «Восток», который вывел на околоземную орбиту корабль с первым в мире космонавтом Юрием Гагариным. Специалисты наших КБ и заводов изготавливают лучшие ракетные двигатели - и это признают даже уверенные в своём превосходстве американцы. Именно у нас разработаны уникальные сплавы для космических ракет и аппаратов. Ракеты класса Р-7 по праву считаются самыми надёжными в мире. Одно то, что почти за пятьдесят лет произведено без малого 1700 стартов - а это превосходит по количеству пусков ракет все остальные страны мира вместе взятые, - говорит само за себя. Наши ракеты выводили автоматические аппараты и космические комплексы не только на околоземные орбиты, но и на трассы к Луне и планетам Солнечной системы.

Достижения самарских учёных, конструкторов, инженеров и рабочих, занимающихся космическим машиностроением, неоспоримы и давно признаны специалистами всего мира. Так что Самару вполне можно считать неофициальной столицей ракетно-космической отрасли России.

Где учат строить космические ракеты

Во время Великой Отечественной войны в 1942 году фронт требовал самолёты, заводы требовали инженеров. В Куйбышев (сейчас это г. Самара) были эвакуированы крупные учёные и преподаватели высших учебных заведений из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Воронежа. Они составили основу созданного в городе на Волге авиационного института.
Почти за шестьдесят пять лет существования институт, который теперь называется Аэрокосмическим университетом и носит имя легендарного Главного конструктора ракетно-космических систем С.П.Королёва, выпустил из своих стен почти 60 тысяч специалистов. Студенты и педагоги участвовали в создании Международной космической станции «Альфа» и ракетоносителя «Ямал».

Выпускники Аэрокосмического университета востребованы на предприятиях ракетно-космической отрасли как в Самаре, так и далеко за пределами города и региона. Среди них есть генеральные конструкторы, директора заводов, учёные.

Где в Самаре строят ракетно-космическую технику

Металлургический завод им. Ленина

В начале 50-х годов прошлого века в г. Куйбышеве (ныне - Самаре) началось строительство металлургического завода, одного из крупнейших в Европе. А в конце десятилетия на предприятии приступили к выпуску продукции для ракетно-космической техники - специальных сплавов. Требования к сплавам предъявлялись особые: они должны были выдерживать весьма высокие нагрузки при малом весе, обладать хорошей пластичностью при изготовлении деталей и узлов космических аппаратов, хорошей свариваемостью - для обеспечения герметичности, способностью работать длительное время - возможно, несколько десятков лет! - при сверхнизких температурах. Начиная с 1960 года, Куйбышевский металлургический завод им. Ленина, оснащённый самым современным и уникальным по тому времени оборудованием, стал основным в СССР поставщиком материалов и полуфабрикатов из алюминиевых сплавов для авиационной и ракетно-космической техники. Поставлялись материалы и полуфабрикаты для ракетоносителей семейства Р-7 - «Восток», «Восход», «Молния», «Союз»; для ракеты сверхтяжёлого класса «Энергия» и многоразового корабля «Буран»; для различных автоматических космических аппаратов.

Они готовились штурмовать Луну

Как и другие промышленные предприятия авиационно-космического комплекса г.Куйбышева (Самары), завод имени Кирова, а с 1946 года - Государственный союзный опытный завод №2, появился на экономической карте города в начале Великой Отечественной войны. Он был создан на базе нескольких эвакуированных предприятий. Во второй половине 40-х годов завод, расположившийся на берегу Волги в посёлке Управленческом, был ориентирован на разработку и производство реактивных двигателей.

Весной 1949 года главным конструктором предприятия стал Н.Д. Кузнецов (впоследствии - генеральный директор, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, академик Академии наук СССР, лауреат многих премий СССР).

В конце 50-х - начале 60-х годов ОКБ-276, как к тому времени именовалось конструкторское бюро, которым руководил Н.Д.Кузнецов, уже занимало одно из ведущих мест в отечественном двигателестроении. Поэтому не случайным было обращение С.П. Королёва к Н.Д. Кузнецову с предложением «поработать на космос»: Главному конструктору ракетно-космических систем нужны были надёжные кислородно-керосиновые двигатели для межконтинентальной ракеты ГР-1 и «лунной» ракеты Н-1. В весьма сжатые сроки несколько двигателей для разных ступеней ракет-носителей были созданы и сданы заказчикам. Позднее, в 1968 году, были разработаны модификации этих двигателей для многоразового применения.

К сожалению, работы как по глобальной ракете (ГР) и «луннику» Н-1, так и по программе «Энергия-Буран» были свёрнуты.

Моторостроительный завод им. Фрунзе

В августе 1912 года императорским указом в России был создан новый род войск - военно-воздушные силы. Через два месяца в Москве возникло небольшое оборонное предприятие - завод «Гном». На нём стали собирать лёгкие бензиновые двигатели того же названия, что и завод, мощностью 60 л.с. Предназначались они для небольших российских самолётов-истребителей.

С развитием авиастроения в конце 20-х годов прошлого века возрастали требования к двигателям: нужны были всё более и более мощные моторы. Небольшим предприятиям такие задачи были не по силам. По предложению М.В. Фрунзе несколько заводов на базе «Гнома» объединили. Получился новый завод N 24. По просьбе моторостроителей их предприятию присвоили имя М.В. Фрунзе.

История предприятия отмечена многими выдающимися техническими достижениями. Мировые рекорды 20-х - 30-х годов: перелёты Москва - Пекин (1925 г., мотор М-5); Москва - Нью-Йорк (1929 г., мотор М-17); Москва - Северный полюс - Ванкувер (1937 г., мотор АМ-34). Русские авиаторы ставили рекорды на самолётах конструкторов Н.Н.Поликарпова и А.Н.Туполева. Машины были оснащены двигателями, изготовленными на заводе им. Фрунзе.

Перебазировавшись в начале Великой Отечественной войны в Куйбышев (сейчас - город Самара), завод стал работать на самолётостроительные предприятия, расположившиеся по соседству. Построенные на заводах N1 и N18 «летающие танки» - штурмовики Ил-2 оснащались мощными двигателями АМ-38Ф.

Вскоре после войны завод перешёл на производство реактивных и турбовинтовых двигателей. С пятидесятых годов прошлого века началось внедрение в серийное производство семейства двигателей Генерального конструктора Н.Д.Кузнецова. Они поднимали в небо самолёты Ил-18, Ан-10, первый сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, военно-транспортный самолёт Ан-22 («Антей»).

В 1959 году с использованием жидкостных ракетных двигателей, изготовленных на предприятии, была выведена на траекторию межпланетная станция «Луна-2», а 12 апреля 1961 года на орбиту вокруг Земли - космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным, первым космонавтом планеты. Ракетные двигатели самарского производства уже более сорока лет успешно используются для выполнения космических исследований.

В конце прошлого века завод приобрёл новый статус: сейчас это открытое акционерное общество «Моторостроитель».

История ЦСКБ берёт начало с создания в 1959 году на заводе «Прогресс» в Куйбышеве по распоряжению Главного конструктора ракетно-космических систем С.П.Королёва специального бюро - отдела N25 ОКБ-1. Основной задачей отдела было конструкторское сопровождение производства межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Руководителем нового подразделения стал Д.И.Козлов (впоследствии - дважды Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, член-корреспондент РАН, действительный член ряда академий, лауреат Ленинской и Государственных премий, кавалер многих орденов, почётный гражданин Самарской области, городов Самары и Тихорецка).

Вскоре отдел преобразовывается в филиал ОКБ-1. Начиная с 1964 года, он становится головным по созданию ракет-носителей среднего класса типа Р-7 и автоматических космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. В 1974 году филиал получает право стать самостоятельным предприятием - Центральным специализированным конструкторским бюро (ЦСКБ). Головным заводом-изготовителем, в цехах которого воплощались в металл конструкторские разработки ЦСКБ, стал завод «Прогресс».

Совместными усилиями два предприятия сделали необычайно много.

В 1959 - 1960 гг. конструкторами была разработана новая четырёхступенчатая ракета «Молния», предназначавшаяся для выведения космических станций к Луне, планетам Солнечной системы, а также спутников связи на высокие орбиты. В 1965 году был произведён пуск «Молнии-М» с автоматической межпланетной станцией «Луна-7». В дальнейшем усовершенствованная ракета использовалась для запусков станций к Венере и Марсу.

Первой полностью самостоятельной разработкой куйбышевских конструкторов стала трёхступенчатая ракета «Союз», предназначенная для выведения на низкие круговые орбиты автоматических космических аппаратов, пилотируемых и транспортных кораблей. Эксплуатация этого носителя началась в 1963 году. Позднее было создано несколько модификаций «Союза». Ракеты-носители «Союз» стали единственным отечественным средством доставки космонавтов на долговременные орбитальные станции. И до сих пор таковыми являются. Нашими носителями пользовались и американские астронавты, когда НАСА на длительное время вынуждено было приостановить эксплуатацию своих шаттлов.

Другое направление деятельности ЦСКБ - разработка и создание искусственных спутников Земли различного назначения. За период с 1965 по 1998 годы было создано и сдано в эксплуатацию Министерству обороны 17 типов спутников.

Завод «Прогресс»

Родина самарского завода «Прогресс» - Москва. Там в 1894 году была создана небольшая частная фабрика «Дукс», выпускавшая велосипеды. Продукция отличалась высоким качеством и пользовалась большим спросом - даже Николай Второй заказывал здесь детский велосипед для царевича Алексея. Велосипедами производство не ограничилось. В 1913 году на самолёте «Ньюпор-4», построенном на заводе «Дукс», лётчик П.Н.Нестеров совершил первую в мире «мёртвую петлю», получившую впоследствии название «петли Нестерова». Первый в России дирижабль «Кречет», первые отечественные аэросани и аэропланы (по чертежам французских фирм)…«Прогресс» уже тогда стремился быть в лидерах («Дукс» в переводе с латинского означает вождь, ведущий).

Очевидно, не случайно впоследствии, уже при советской власти, завод «Прогресс» стал называться авиационным заводом №1. Здесь выпускалась передовая для своего времени техника - истребители и истребители- перехватчики.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, предприятие было эвакуировано в Куйбышев (ныне - город Самара), на территорию строящегося нового авиационного завода.

За годы войны было изготовлено 13088 штурмовиков Ил-2 и Ил-10.Что составляет более трети от общего числа таких машин, произведённых за время Великой Отечественной в СССР.

Вскоре после окончания войны завод перешёл на выпуск реактивной техники - истребителей МиГ-9, затем - МиГ-15 и МиГ-17, лёгких реактивных бомбардировщиков Ил-28 и, наконец, освоил производство стратегического реактивного бомбардировщика Ту-16, который много лет был главной ударной силой советских ВВС. Всего завод построил 545 самолётов Ту-16.

В 1958 году Москва приняла решение: предприятие перепрофилируется на изготовление ракетной техники.

На заводе произошли преобразования. И 17 февраля 1959 года первая ракета Р-7, изготовленная в Куйбышеве, ушла в небо с космодрома Байконур.

Самарский космонавт на самарской ракете отправился на околоземную орбиту

Старт и полёт ракеты - ни с чем не сравнимое зрелище. Особенно полёт «элегантной» ракеты среднего класса «Союз». Ракеты семейства «Союз» - самые надёжные в мире. Коэффициент надёжности этих носителей составляет 0,996.

И вот 8 апреля 2008 года - очередной старт. Ракета «Союз-ФГ» вывела на околоземную орбиту тройку космонавтов, которым предстоит трудиться на Международной космической станции. Командир корабля - Сергей Волков. Бортинженер - Олег Кононенко. В недавнем прошлом Олег трудился в Самаре, в Центре «ЦСКБ - Прогресс», поэтому сегодняшний пуск и для самого Кононенко, и для нас, самарцев, особенно значим. На МКС отправляется также женщина-космонавт из Южной Кореи Сойон Йи. Ей предстоит поработать на станции 10 дней. За это время она проведёт 14 научных экспериментов и несколько уроков прямо из космоса для южнокорейских школьников: покажет им, как работают законы физики в условиях невесомости. На МКС следующие полгода будут работать Сергей Волков, Олег Кононенко и астронавт NASA Гаррет Рейсман.

По своему составу стартовавший экипаж самый молодой и к тому же для всех участников этот космический рейс первый в жизни, такого раньше никогда не было.

Российские космонавты проведут 47 научных экспериментов в разных областях науки и совершат два выхода в открытый космос.

Командира корабля Сергея Волкова к старту провожал его отец - лётчик космонавт Александр Волков, уже трижды работавший на орбите и ставший, таким образом, основателем первой в истории «космической» династии. Её продолжателем собирается стать сын Сергея Волкова - Егор. «Я тоже, как папа, хочу стать космонавтом», - заявил он.

Бортинженер МКС-17 Олег Кононенко планирует открыть на орбите художественную студию. «Я окончил художественную школу, возьму с собой карандаши и, возможно, буду рисовать в космосе», - сказал он на предполётной пресс-конференции в Звёздном городке. Космонавт уточнил, что уже тренировался рисовать мелками и красками, создавая на Земле условия, приближённые к невесомости, но в итоге остановил свой выбор на карандашах.

… 15 часов 16 минут. Пуск. В клубах дыма, на коротком оранжевом огненном «хвосте» самарская ракета уходит со стартового стола и всё быстрее и быстрее поднимается в весеннее казахстанское небо.

По материалам РИА Самара и агентства Роскосмос

мы разбирали важнейший компонент полета в глубокий космос – гравитационный маневр. Но в силу своей сложности такой проект, как космический полет, всегда можно разложить на большой ряд технологий и изобретений, которые делают его возможным. Таблица Менделеева, линейная алгебра, расчеты Циолковского, сопромат и еще целые области науки внесли свою лепту в первый, да и все последующие полеты человека в космос. В сегодняшней статье мы расскажем, как и кому пришла в голову идея космической ракеты, из чего она состоит и как из чертежей и расчетов ракеты превратились в средство доставки людей и грузов в космос.

Краткая история ракет

Общий принцип реактивного полета, который лег в основу всех ракет, прост - от тела отделяется какая-то часть, приводящая все остальное в движение.

Кто первым реализовал этот принцип – неизвестно, но различные догадки и домыслы доводят генеалогию ракетостроения аж до Архимеда. Доподлинно о первых подобных изобретениях известно, что ими активно пользовались китайцы, которые заряжали их порохом и за счет взрыва запускали в небо. Таким образом они создали первые твердотопливные ракеты. Большой интерес к ракетам появился у европейских правительств в начале

Второй ракетный бум

Ракеты ждали своего часа и дождались: в 1920-х годах начался второй ракетный бум, и связан он в первую очередь с двумя именами.

Константин Эдуардович Циолковский - ученый-самоучка из Рязанской губернии, невзирая на трудности и препятствия, сам дошел до многих открытий, без которых невозможно было бы даже говорить о космосе. Идея использования жидкого топлива, формула Циолковского, которая рассчитывает необходимую для полета скорость, исходя из соотношения конечной и начальной масс, многоступенчатая ракета - все это его заслуга. Во многом под влиянием его трудов создавалось и оформлялось отечественное ракетостроение. В Советском Союзе начали стихийно возникать общества и кружки по изучению реактивного движения, в числе которых ГИРД - группа изучения реактивного движения, а в 1933 году под патронажем властей появился Реактивный институт.

Константин Эдуардович Циолковский.
Источник: Wikimedia.org

Второй герой ракетной гонки - немецкий физик Вернер фон Браун. Браун имел отличное образование и живой ум, а после знакомства с другим светилом мирового ракетостроения, Генрихом Обертом, он решил приложить все свои силы к созданию и усовершенствованию ракет. В годы Второй Мировой фон Браун фактически стал отцом «оружия возмездия» Рейха - ракеты «Фау-2», которую немцы начали применять на поле боя в 1944 году. «Крылатый ужас», как называли её в прессе, принес разрушение многим английским городам, но, к счастью, на тот момент крах нацизма был уже делом времени. Вернер фон Браун вместе со своим братом решил сдаться в плен к американцам, и, как показала история, это был счастливый билет не только и не столько для ученых, сколько для самих американцев. С 1955 года Браун работает на американское правительство, и его изобретения ложатся в основу космической программы США.

Но вернемся в 1930-е. Советское правительство по достоинству оценило рвение энтузиастов на пути к космосу и решило употребить его в своих интересах. В годы войны себя отлично показала «Катюша» - система залпового огня, которая стреляла реактивными ракетами. Это было во многом инновационное оружие: «Катюша» на базе легкого грузовика «Студебеккер» приезжала, разворачивалась, обстреливала сектор и уезжала, не давая немцам опомниться.

Окончание войны подкинуло нашему руководству новую задачу: американцы продемонстрировали миру всю мощь ядерной бомбы, и стало совершенно очевидно, что на статус сверхдержавы может претендовать только тот, у кого есть нечто похожее. Но здесь была проблема. Дело в том, что, помимо самой бомбы, нам нужны были средства доставки, которые бы смогли обойти ПВО США. Самолеты для этого не годились. И СССР решил сделать ставку на ракеты.

Константин Эдуардович Циолковский умер в 1935 году, но ему на смену пришло целое поколение молодых ученых, которое и отправило человека в космос. Среди этих ученых был Сергей Павлович Королев, которому суждено было стать «козырем» Советов в космической гонке.

СССР принялся за создание своей межконтинентальной ракеты со всем усердием: были организованы институты, собраны лучшие ученые, в подмосковных Подлипках создается НИИ по ракетному вооружению, и работа кипит вовсю.

Только колоссальное напряжение сил, средств и умов позволило Советскому Союзу в кратчайшие сроки построить свою ракету, которую назвали Р-7. Именно её модификации вывели в космос «Спутник» и Юрия Гагарина, именно Сергей Королев и его соратники дали старт космической эре человечества. Но из чего состоит космическая ракета?

Эта статья представит читателю такую интереснейшую тему, как космическая ракета, ракета-носитель и весь тот полезный опыт, который это изобретение принесло человечеству. Также будет рассказано и о полезных грузах, доставляемых в космическое пространство. Освоение космоса началось не так давно. В СССР это была середина третьей пятилетки, когда окончилась Вторая мировая война. Космическая ракета разрабатывалась во многих странах, однако даже США обогнать нас на том этапе не удалось.

Первые

Первой в удачном запуске ушла из СССР космическая ракета-носитель с искусственным спутником на борту 4 октября 1957 года. Спутник ПС-1 удалось вывести на околоземную орбиту. Нужно отметить, что для этого понадобилось создать шесть поколений, и только седьмого поколения космические ракеты России смогли развить нужную для выхода в околоземное пространство скорость - восемь километров в секунду. Иначе невозможно преодолеть притяжение Земли.

Это стало возможным в процессе разработок баллистического оружия дальнего радиуса, где применялось форсирование двигателя. Не следует путать: космическая ракета и космический корабль - это разные вещи. Ракета - средство доставки, а корабль крепится на неё. Вместо него там может быть что угодно - космическая ракета может нести на себе и спутник, и оборудование, и ядерную боеголовку, что всегда служило и до сих пор служит сдерживанием для ядерных держав и стимулом к сохранению мира.

История

Первыми теоретически обосновали запуск космической ракеты русские учёные Мещерский и Циолковский, которые уже в 1897 году описали теорию её полёта. Значительно позже эту идею подхватили Оберт и фон Браун из Германии и Годдард из США. Именно в этих трёх странах началась работа над задачами реактивного движения, создания твёрдотопливных и жидкостных реактивных двигателей. Лучше всех эти вопросы решались в России, по крайней мере твёрдотопливные двигатели уже широко использовались во Второй мировой войне ("Катюши"). Жидкостные реактивные двигатели лучше получились в Германии, создавшей первую баллистическую ракету - "Фау-2".

После войны команда Вернера фон Брауна, прихватив чертежи и разработки, нашла приют в США, а СССР вынужден был довольствоваться небольшим количеством отдельных узлов ракеты без какой бы то ни было сопроводительной документации. Остальное придумали сами. Ракетная техника развивалась стремительно, всё более увеличивая дальность и массу несомого груза. В 1954 году началась работа над проектом, благодаря которому СССР смог первым осуществить полет космической ракеты. Это была межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, которую вскоре модернизировали для космоса. Она получилась на славу - исключительно надёжная, обеспечившая множество рекордов в освоении космического пространства. В модернизированном виде её используют до сих пор.

"Спутник" и "Луна"

В 1957 году первая космическая ракета - та самая Р-7 - вывела на орбиту искусственный "Спутник-1". США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте - даже в прямом эфире. "Авангард" был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 - к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой - была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли - Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция "Луна-1", которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности. Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник - случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела "Луна-2", выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц "Луна-3" доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась "Луна-9", и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Юрий Гагарин

День 12 апреля стал одним из самых знаменательных дней в нашей стране. Невозможно передать мощь народного ликования, гордости, поистине счастья, когда объявили о первом в мире полёте человека в космос. Юрий Гагарин стал не только национальным героем, ему рукоплескал весь мир. И потому 12 апреля 1961 года - день, триумфально вошедший в историю, стал Днём космонавтики. Американцы срочно попытались ответить на этот беспрецедентный шаг, чтобы разделить с нами космическую славу. Через месяц состоялся вылет Алана Шепарда, но на орбиту корабль не выходил, это был суборбитальный полёт по дуге, а орбитальный у США получился только в 1962-м.

Гагарин полетел в космос на космическом корабле "Восток". Это особая машина, в которой Королёв создал исключительно удачную, решающую множество всевозможных практических задач космическую платформу. Тогда же, в самом начале шестидесятых, разрабатывался не только пилотируемый вариант космического полёта, но был выполнен и проект фото-разведчика. "Восток" вообще имел множество модификаций - более сорока. И сегодня эксплуатируются спутники из серии "Бион" - это прямые потомки корабля, на котором совершён первый полёт человека в космос. В этом же 1961 году гораздо более сложная экспедиция была у Германа Титова, который целые сутки провёл в космосе. Соединённые Штаты смогли это достижение повторить только в 1963 году.

"Восток"

Для космонавтов на всех кораблях "Восток" было предусмотрено катапультное кресло. Это было мудрым решением, поскольку одно-единственное устройство выполняло задачи и на старте (аварийное спасение экипажа), и мягкую посадку спускаемого аппарата. Конструкторы сосредоточили усилия на разработке одного устройства, а не двух. Это уменьшало технический риск, в авиации система катапульт в то время уже была отлично отработана. С другой стороны, огромный выигрыш во времени, чем если проектировать принципиально новое устройство. Ведь космическая гонка продолжалась, и её выигрывал с довольно большим отрывом СССР.

Таким же образом приземлился и Титов. Ему повезло опуститься на парашюте около железной дороги, по которой ехал поезд, и его немедленно сфотографировали журналисты. Система посадки, которая стала самой надёжной и мягкой, разработана в 1965 году, в ней используется гамма-высотомер. Она служит и до сих пор. В США этой технологии не было, именно поэтому все их спускаемые аппараты, даже новые Dragon SpaceX не приземляются, а приводняются. Только шаттлы являются исключением. А в 1962 году СССР уже начал групповые полёты на космических кораблях "Восток-3" и "Восток-4". В 1963 году отряд советских космонавтов пополнился первой женщиной - Валентина Терешкова побывала в космосе, став первой в мире. Тогда же Валерий Быковский поставил не побитый до сих пор рекорд длительности одиночного полёта - он пробыл в космосе пять суток. В 1964 году появился многоместный корабль "Восход", США и тут отстали на целый год. А в 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос!

"Венера"

В 1966 году СССР начал межпланетные перелёты. Космический корабль "Венера-3" совершил жёсткую посадку на соседнюю планету и доставил туда глобус Земли и вымпел СССР. В 1975-м "Венере-9" удалось совершить мягкую посадку и передать изображение поверхности планеты. А "Венера-13" сделала цветные панорамные снимки и звукозапись. Серия АМС (автоматические межпланетные станции) для изучения Венеры, а также окружающего космического пространства продолжает совершенствоваться и сейчас. На Венере условия жёсткие, а достоверной информации о них практически не было, разработчики ничего не знали ни о давлении, ни о температуре на поверхности планеты, всё это, естественно, осложняло исследование.

Первые серии спускаемых аппаратов даже плавать умели - на всякий случай. Тем не менее поначалу полёты удачными не были, зато впоследствии СССР настолько преуспел в венерианских странствиях, что эту планету стали называть русской. "Венера-1" - первый из космических аппаратов в истории человечества, предназначенный для полёта на другие планеты и их исследования. Был запущен в 1961 году, через неделю потерялась связь от перегрева датчика. Станция стала неуправляемой и смогла сделать только первый в мире пролёт вблизи Венеры (на расстоянии около ста тысяч километров).

По стопам

"Венера-4" помогла нам узнать, что на этой планете двести семьдесят один градус в тени (ночная сторона Венеры), давление до двадцати атмосфер, а сама атмосфера - девяносто процентов углекислого газа. А ещё этот космический аппарат обнаружил водородную корону. "Венера-5" и "Венера-6" многое поведали нам о солнечном ветре (потоки плазмы) и его структуре вблизи планеты. "Венера-7" уточнила данные о температуре и давлении в атмосфере. Всё оказалось ещё сложнее: температура ближе к поверхности была 475 ± 20°C, а давление выше на порядок. На следующем космическом аппарате было переделано буквально всё, и через сто семнадцать суток "Венера-8" мягко привенерилась на дневной стороне планеты. На этой станции был фотометр и множество дополнительных приборов. Главное - была связь.

Оказалось, что освещение на ближайшей соседке почти не отличается от земного - как у нас в пасмурный день. Да там не просто пасмурно, погодка разгулялась по-настоящему. Картины увиденного аппаратурой просто ошеломили землян. Помимо этого, был исследован грунт и количество аммиака в атмосфере, измерена скорость ветра. А "Венера-9" и "Венера-10" смогли показать нам "соседку" по телевизору. Это первые в мире записи, переданные с другой планеты. А сами эти станции и теперь искусственные спутники Венеры. На эту планету последними летали "Венера-15" и "Венера-16", которые тоже стали спутниками, предварительно снабдив человечество абсолютно новыми и нужными знаниями. В 1985 году продолжением программы стали "Вега-1" и "Вега-2", которые изучали не только Венеру, но и комету Галлея. Следующий полёт планируется в 2024 году.

Кое-что о космической ракете

Поскольку параметры и технические характеристики у всех ракет отличаются друг от друга, рассмотрим ракету-носитель нового поколения, например "Союз-2.1А". Она является трёхступенчатой ракетой среднего класса, модифицированным вариантом "Союза-У", который весьма успешно эксплуатируется с 1973 года.

Данная ракета-носитель предназначена для того, чтобы обеспечить запуск космических аппаратов. Последние могут иметь военное, народнохозяйственное и социальное назначение. Эта ракета может выводить их на разные типы орбит - геостационарные, геопереходные, солнечно-синхронные, высокоэллиптические, средние, низкие.

Модернизация

Ракета предельно модернизирована, здесь создана принципиально иная цифровая система управления, разработанная на новой отечественной элементной базе, с быстродействующей бортовой цифровой вычислительной машиной с гораздо большим объёмом оперативной памяти. Цифровая система управления обеспечивает ракету высокоточным выведением полезных нагрузок.

Кроме того, установлены двигатели, на которых усовершенствованы форсуночные головки первой и второй ступеней. Действует другая система телеизмерений. Таким образом повысилась точность выведения ракеты, её устойчивость и, разумеется, управляемость. Масса космической ракеты не увеличилась, а полезный выводимый груз стал больше на триста килограммов.

Технические характеристики

Первая и вторая ступени ракеты-носителя оснащены жидкостными ракетными двигателями РД-107А и РД-108А от НПО "Энергомаш" имени академика Глушко, а на третьей ступени установлен четырёхкамерный РД-0110 от КБ "Химавтоматики". Ракетным топливом служат жидкий кислород, являющийся экологически чистым окислителем, а также слаботоксичное горючее - керосин. Длина ракеты - 46,3 метра, масса на старте - 311,7 тонн, а без головной части - 303,2 тонны. Масса конструкции ракеты-носителя - 24,4 тонны. Компоненты топлива весят 278,8 тонн. Лётные испытания "Союза-2.1А" начались в 2004 году на космодроме Плесецк, и прошли они успешно. В 2006-м ракета-носитель произвела первый коммерческий полёт - вывела на орбиту европейский метеорологический космический аппарат "Метоп".

Нужно сказать, что у ракет разные возможности вывода полезной нагрузки. Носители есть лёгкие, средние и тяжёлые. Ракета-носитель "Рокот", например, выводит космические аппараты на околоземные низкие орбиты - до двухсот километров, а потому ей по силам нагрузка в 1,95 тонн. А вот "Протон" - тяжёлого класса, на низкую орбиту он может вывести 22,4 тонн, на геопереходную - 6,15, а на геостационарную - 3,3 тонны. Рассматриваемая нами ракета-носитель предназначена для всех площадок, которыми пользуется "Роскосмос": Куру, Байконур, Плесецк, Восточный, и работает в рамках совместных российско-европейских проектов.

Истории советского ракетостроения почти сто лет. Этапы тернистого пути науки в полной мере отражают все катаклизмы и гримасы советской истории.


Однако ничто не смогло помешать выдающимся российским советским ученым за короткий срок вывести СССР на лидирующие позиции по ракетостроению.


Доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР Юрий Григорьев восстанавливает картину побед и поражений отечественного ракетостроения.



К концу войны в Красной Армии было свыше 500 дивизионов реактивной артиллерии.

Спасительные «Катюши»

Русская «Катюша», появление которой знаменовало подведение итогов определенного этапа развития ракетостроения в России, была продемонстрирована за несколько дней до начала Великой Отечественной войны (15 - 17 июня 1941 года) на смотре образцов вооружения Красной Армии.

К концу войны в Красной Армии было свыше 500 дивизионов реактивной артиллерии. Всем очевиден тот факт, что «Катюшам» принадлежит значительная роль в победе над гитлеровской Германией.

Путь, проделанный русскими учеными от первых реактивных двигателей до экспериментальных боевых машин БМ-13, оказался нелегким, составив без малого двадцать лет.


Тихомиров Николай Иванович (1860 - 1930) . В 1921 году по его предложению началось создание реактивной артиллерии на качественно новой энергетической основе - бездымном порохе. Впервые решил задачу устойчивого горения пироксилинового пороха в ракетной камере. Развернул на этой основе опытно-конструкторские работы, организовал Газодинамическую лабораторию (ГДЛ).

Зарождение отечественного ракетостроения связывают с созданием в 1921 году в Москве научно-исследовательской и опытно-конструкторской лаборатории по разработке ракетных двигателей и ракет, которую возглавил инженер Н.И. Тихомиров.


Лангемак Георгий Эрихович (1898-1938) . Основоположник исследований по конструированию реактивных снарядов на бездымном порохе, начатых им в 1928 году. Возглавлял создание реактивной артиллерии как научный руководитель проблемы и главный инженер института. Завершил исследования, обеспечившие повышение характеристик реактивных снарядов до уровня, с которым они были приняты на вооружение наземных войск.

С 1928 года эта лаборатория стала называться Газодинамической Лабораторией (ГДЛ). В ней начинал свои работы по конструированию реактивных снарядов на бездымном порохе Г.Э. Лангемак.


Петропавловский Борис Сергеевич (1898-1933). Возглавлял в 1930-1933 годах разработку в ГДЛ реактивных снарядов и пусковых установок. Довел опытно-конструкторские работы до первых официальных испытаний опытных образцов на земле и в воздухе. Способствовал созданию Реактивного научно-исследовательского института.

После смерти Тихомирова в 1930 году начальником ГДЛ назначают инженера Б.С. Петропавловского, возглавившего разработку реактивных снарядов и пусковых установок. ГДЛ перевели в Ленинград и разместили в здании Главного Адмиралтейства в Петропавловской крепости.



Иоанновский равелин Петропавловской крепости. Здесь расположилась ГДЛ



Петропавловский Борис Сергеевич с сотрудниками ГДЛ

В 1931 году в Москве появляется Московская группа изучения реактивного движения (ГИРД), начавшая в 1932 году работы по проектированию авиационного жидкостно-реактивного двигателя ОР-2, ракетоплана РП-1 и баллистической ракеты, которая 17 августа 1933 года поднялась на высоту 400 м, а после модификации - на 1500 м.



За работой. Справа стоит Ф. А. Цандер



Ракеты, разработанные в СССР в группе ГИРД (Группа Исследования Реактивного Движения)

Чуть позже в Москве на базе ленинградской ГДЛ и московского ГИРД 21 сентября 1933 года создают Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Начальником РНИИ назначили И.Т. Клейменова, его замeститeлeм стал Г.Э. Лангемак.

В ТС института входили:

В Технический Совет института вошли: Г.Э. Лангемак (председатель), В.П. Глушко, В.И. Дудаков, С.П. Королев, Ю.А. Победоносцев и М.К. Тихонравов.

Позднее эта организация стала называться Научно - Исследовательский Институт Тепловых Процессов (НИИТП). Нынче это ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша».



Была спроектирована крылатая управляемая ракета с двигателем ОРМ-65

Группой С.П. Королева была спроектирована крылатая управляемая ракета 301 с двигателем В.П. Глушко ОРМ-65, которая предназначалась для пуска с тяжелого бомбардировщика ТБ-3 на дальность до 10 км.

Она имела размах крыльев 2,2 м, длину 3,2 м и стартовый вес 200 кг. Проводились летные испытания этой ракеты. Был также создан планер РП-318-1, снабженный реактивным двигателем.



Был построен планер РП-318-1, снабженный реактивным двигателем

В декабре 1937 года в СССР на вооружение были приняты реактивные снаряды ("Эрэсы") подвешиваемые под крылом самолета. Они устанавливались на истребителях И-15, И-16, И-153 и бомбардировщиках СБ, успешно применялись на Халхин-Голе, позднее в Великую Отечественную войну устанавливались на истребителях Яковлева и Лавочкина, штурмовиках Ильюшина и других самолетах.



"Эрэсы" подвешиваемые под крылом самолета. Они устанавливались на истребителях И-15, И-16, И-153

Но вернемся в судьбоносный для ракетостроения июнь 1941 года, когда «Катюша» была официально представлена первым руководителям страны Советов.

Присутствовавшие на смотре образцов вооружения Красной Армии Нарком обороны С.К. Тимошенко, Начальник Генштаба Г.К. Жуков, Нарком вооружений Д.Ф. Устинов, Нарком боеприпасов Б.Л. Ванников дали высокую оценку новому ракетному оружию.


Пусковая установка БМ-13 - легендарная "Катюша"

Решение же о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13, было принято 21 июня 1941 года буквально за несколько часов до начала войны!

Части, вооруженные такими реактивными установками, назывались гвардейскими минометными частями. Попытки немцев противопоставить "Катюше" пяти-, шести- и десятиствольный миномет оказались неэффективными.

Арест органами НКВД С.П. Королева и В.П. Глушко

Бутырская тюрьма в которую поместили С.П. Королева и В.П. Глушко



Фото В.П. Глушко из личного дела НКВД



Фото С.П. Королева из личного дела НКВД



С.П. Королев и В.П. Глушко встретились только в 1942 году в Казани

Другие направления работ в области ракетостроения в СССР во время войны не развивались. Конечно, когда началась война, и враг оказался на подступах к Москве и Ленинграду, разрабатывать баллистические ракеты дальнего действия было бессмысленно. Но была и другая причина: репрессии в предвоенные годы.

В 1937 году в период нахождения Н.И.Ежова на посту Наркома внутренних дел один из сотрудников РНИИ написал клеветнический донос, в котором назвал вредителями группу своих коллег. Все перечисленные им «вредители» были арестованы. И.Т. Клейменов и Г.Э. Лангемак вскоре были расстреляны, а В.П. Глушко и С.П. Королев получили по 8 лет лагерей.

В конце 1938 года, когда Ежов был освобожден от занимаемой должности (расстрелян в 1940 г), его место занял Л.П.Берия, который 10 января 1939 года подписал приказ об организации в структуре НКВД особых технических бюро, предназначенных для использования заключенных, имеющих специальные технические знания. В народе их называли «шарашками».

В одной из таких «шарашек» и работали В.П. Глушко и С.П. Королев. Сняли судимость и досрочно освободили их только в июле 1944 года, а реабилитировали в 1956 году.



Главные конструкторы: А.Ф.Богомолов, М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин, С.П.Королёв, В.П.Глушко, В.П.Бармин,В.И.Кузнецов. Космодром Байконур. 1957

Немецкие проекты не пригодились

С немецкими ракетами советские специалисты впервые познакомились ещё во время войны в 1944 году, когда наступающая Красная Армия заняла территорию немецкого ракетного полигона в Польше. Туда прибыли советские инженеры, которым удалось найти сохранившуюся камеру сгорания, куски топливных баков, детали корпуса ракеты и многое другое.

Все собранные находки были привезены в Москву, их изучением занялись специалисты. После капитуляции Германии в советскую зону оккупации было направлено много советских инженеров — специалистов в разных видах техники и технологий - среди них В.Ф.Болховитинов, А.М.Исаев, Б.Е.Черток, В.И.Кузнецов, В.П.Бармин, В.П.Мишин, Н.А.Пилюгин, С.П.Королев, В.П.Глушко. В



Все члены будующего совета главных гонструкторов были командированы в германию для изучения немецкой ракетной техники

Пенемюнде они увидели не только Фау-2, но и ряд малых ракет: "Рейнтохтер", "Рейнботе", "Вассерфаль", "Тайфун". Другой немецкий ракетный центр - Нордхаузен, подземный завод, где работали узники концлагерей, тоже находился в советской зоне оккупации, но был захвачен американскими войсками. В июле 1945 года американцы вывели войска из Нордхаузена, но вывезли оттуда все, что смогли. На следующий же день там появились советские специалисты.

Некоторое время спустя в Германии был создан "Институт Рабе" - организация по изучению немецкой ракетной техники, который находился в Бляйхероде - маленьком городке в глубине советской зоны оккупации. Работали там, в основном, немцы - бывшие участники немецкой ракетной программы, однако, как правило, они не были ведущими специалистами, поскольку основные специалисты немецкого ракетного проекта во главе с Брауном были вывезены в США. Из крупных немецких специалистов остался только Гельмут Греттруп, который в Пенемюнде руководил разработками систем управления для ракет.



Гельмут ГРЕТТРУП немецкий инженер-ракетчик, специалист по системам управления, заместитель доктора Штейнхофа (руководителя группы управления баллистических и управляемых ракет в Пенемюнде)

Осенью 1945 г. был создан более крупный институт «Нордхаузен», в состав которого вошел и институт «Рабе». Начальником института «Нордхаузен» стал Л.М. Гайдуков, а его заместителем и главным инженером — С. П. Королев. Для восстановления всей документации, необходимой для производства ракет, в городе Зоммерде, близ Эрфурта, было образовано совместное советско-немецкое ОКБ.

Изучался самолет-снаряд Фау-1




Восстановлением наземного оборудования занимался институт «Берлин», главным инженером которого был назначен В.П. Бармин. Общий размах работ был настолько большим, что пришлось размещать заказы по всей советской оккупационной зоне Германии на сохранившихся заводах.

Советские заказы выполнялись охотно, поскольку за них расплачивались самым дорогим по тому времени — продовольственными пайками. В 1946 году было решено организовать перевод немецких специалистов из Германии в СССР. Для осуществления этой операции, которой руководил генерал-полковник И.А.Серов, было привлечено до 2500 солдат и сотрудников контрразведки.

Ранним утром 22 октября 1946 г. к домам, где жили немецкие специалисты, подъехали армейские грузовики. Сотрудник МВД, сопровождаемый переводчиком и группой солдат, будил обитателей дома, зачитывал им приказ об их немедленной отправке в СССР для продолжения работы, просил взять с собой членов семьи и любые вещи, которые они хотели вывезти. Приказано было также разрешить ехать в СССР любой женщине, которую немецкий специалист захочет взять с собой, даже если это не жена. Применять физическое насилие категорически запрещалось.

Предписывалось брать все вещи, которые немцы пожелают, вывозили даже рояли. Жена одного немецкого специалиста категорически отказывалась уезжать, потому что у нее были две коровы, которые обеспечивали молоком ее детей. Спорить с нею не стали, погрузили и коров.

Семьи и багаж грузились на автомобили и следовали на вокзалы, где их ждали готовые к отправке железнодорожные составы. Когда в Нордхаузен прибыли железнодорожные поезда с пассажирами и товарными вагонами, русские и немцы собрались в ресторане на банкет, который продлился до часу ночи. А утром началась эвакуация. В СССР прибыло более 200 немецких специалистов по ракетной технике, а вместе с семьями около 500 человек.

Среди них насчитывалось 13 профессоров, 32 доктора-инженера, 85 дипломированных инженеров и 21 инженер-практик. Из Германии с СССР ушел также состав, в котором находилось специальное оборудование и несколько собранных ракет Фау-2.

Изучение немецкой ракеты Фау-2




Приехавших немецких ученых и инженеров разместили на острове Городомля (озеро Селигер) в жилом городке крупного научно-исследовательского института, перебазированного в другое место. Питание было хорошим. Платили немцам от 4 до 6 тыс. рублей в месяц, советские конструкторы такого же ранга получали меньше. По выходным дням немцев периодически вывозили в Москву, в театры и музеи.

В сентябре 1947 г. советские и немецкие специалисты-ракетчики выехали на Государственный центральный полигон, расположенный в междуречье Волги и Ахтубы рядом с посёлком Капустин Яр. Ехали в специальном поезде-лаборатории, который был сформирован ещё в Германии.

Жилые вагоны обеспечивали хорошие условия для работы и отдыха. Возникавшие проблемы обсуждались на заседаниях Государственной комиссии, в состав которой входили Д.Ф.Устинов, И.А.Серов и другие ответственные лица, а председателем был маршал артиллерии Н.Д.Яковлев.

Первый пуск ракеты Фау-2 состоялся 18 октября 1947 г. в 10 часов 47 мин. Ракета пролетела 207 км и, отклонясь на 30 км от курса, разрушилась в плотных слоях атмосферы. Вторая ракета пролетела 231 км, но отклонилась на 180 км. Немецкие ученые и их помощники получили премии — по 25 тыс. рублей каждый. По тем времени это были большие деньги.

Работавшим на Городомле немецким специалистам поручили сконструировать более мощную ракету «Г-1», главным конструктором которой назначили Гельмута Греттрупа. Работа над этим проектом продолжалась несколько лет, но реализован он не был. Следующей разработкой немецких специалистов была ракета "Г-2", способная доставлять боеголовку весом в одну тонну на расстояние свыше 2500 км.

Было рассмотрено около десятка вариантов компоновки ракеты, но реализован этот проект тоже не был. Затем немецким специалистам поручили разработку ещё более мощной ракеты "Г-4" с дальностью стрельбы 3000 км и боевой нагрузкой в 3 тонны, однако реализован этот проект также не был. Последней разработкой группы Греттрупа стал проект "Г-5", но он не был доведен до завершения.

Немецкие специалисты работали изолированно, никто из них не получал советского гражданства, не допускался к нашим конкретным разработкам и не занимал никаких крупных постов. Разработанные ими материалы изучались нашими специалистами, при необходимости заимствовались некоторые конструкторские, технологические или методические решения, но ни один из проектов, разработанных немцами, в дальнейшую разработку не пошёл.

Когда интерес к немецким идеям у главных советских конструкторов иссяк, они обратились в Правительство с предложением отпустить немцев домой, что и было сделано. В октябре 1950 года немецкие специалисты были возвращены в Германию. Г. Греттруп покинул СССР позднее, в конце 1953 года.

На перроне вокзала в Берлине агенты американской разведки усадили его в свою машину и вывезли в Западную Германию, где его допрашивали, потом предложили руководящую работу в Штатах у его друга фон Брауна, но Г. Греттруп отказался. Американские спецслужбы, обозлённые его отказом, долго не давали ему устроиться на работу.

Государственное мышление на службе ракетостроения

И.В. Сталин

Началом создания ракетной промышленности СССР по праву считается 1946 г., когда наркоматы были переименованы в министерства, а 13 мая 1946 года И.В.Сталин подписал «Постановление Совета Министров СССР №1017-419. Сов.секретно (особая папка). Вопросы реактивного вооружения».

Этим Постановлением был создан Специальный Комитет по реактивной технике при Совете Министров СССР. Председателем Комитета был назначен Г.М.Маленков, его заместителем Д.Ф.Устинов - министр вооружений СССР. В Постановлении были:

  • сформулированы основные функции Комитета
  • определены головные министерства и ведомства по разработке и производству реактивного вооружения
  • создана новая структура управлений в этих министерствах
  • назначены ответственные руководители по всем направлениям работ
  • созданы новые научно-исследовательские институты
  • решены финансовые вопросы
  • а также предусмотрена подготовка и переподготовка студентов ряда высших учебных заведений по специальностям ракетостроения

В п.32. Постановления было сказано: «Считать работы по развитию реактивной техники важнейшей государственной задачей и обязать все министерства и ведомства и организации выполнять задания по реактивной технике как внеочередные».

Затем начали создаваться КБ и НИИ. В Министерстве вооружений в Подлипках (ныне г. Королев) создается Государственный союзный головной научно-исследовательский институт №88 (НИИ-88). главным конструктором баллистической ракеты дальнего действия (изделия №1) 9 августа 1946 года Д.Ф.Устинов назначил С.П. Королёва.

Позднее на базе ряда подразделений НИИ-88 и опытного завода было создано ОКБ-1, директором и главным конструктором которого стал также С.П.Королев. Были также созданы:

  • В Министерстве авиационной промышленности - Конструкторское бюро по ракетным двигателям (гл. конструктор В.П.Глушко)
  • В Министерстве промышленности средств связи - НИИ по разработке аппаратуры и радиосвязи для ракет (гл. конструктор М.С. Рязанский)
  • В Министерстве судостроительной промышленности - Институт по гироскопам (гл. конструктор В.И. Кузнецов)
  • В Министерстве машиностроения и приборостроения - Конструкторское бюро по разработке стартовых комплексов (гл. конструктор В.П. Бармин)

Главными конструкторами КБ, созданных при министерствах стали:

Позднее были созданы специализированные конструкторские бюро:

  • в Москве (гл. конструктор А.Д. Надирадзе)
  • в Реутове Московской области (гл.конструктор В.Н.Челомей)
  • в Красноярске (гл.конструктор М.Ф. Решетнев)
  • в Златоусте (гл. конструктор В.П.Макеев)
  • в Куйбышеве (гл. конструктор Д.И.Козлов)
  • в Днепропетровске (гл. конструктор М.К.Янгель)

Главными конструкторами специализированных КБ стали
Министром общего машиностроения был назначен Сергей Александрович Афанасьев

В 1965 году было образовано Министерство общего машиностроения, которое объединило практически всю ракетно-космическую промышленность СССР. Министром был назначен Сергей Александрович Афанасьев. В результате грамотной государственной политики в СССР в области ракетостроения было разработано несколько приоритетных направлений:



Баллистическая жидкостная ракета Р5М с ядерной боеголовкой

1. Первая в мире баллистическая жидкостная ракета Р5М с ядерной боеголовкой, дальность стрельбы 1200 км (гл. конструктор С.П. Королёв), пуск которой с реальным ядерным зарядом был осуществлен 2 февраля 1956 года.



МБР наземного базирования (МБР) Р-7

2. Первая в мире межконтинентальная жидкостная баллистическая ракета наземного базирования (МБР) Р-7, первый успешный пуск которой был проведен 21 августа 1957 года, принятая на вооружение в 1960 году с забрасываемым весом 2 т и дальностью стрельбы 12000 км (гл.конструктор С.П.Королев).


Ракета-носитель «Союз», созданная на базе МБР Р-7

3. Первая в мире ракета-носитель «Союз», созданная на базе МБР Р-7, которая 4 октября 1957 года вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года первый в мире пилотируемый космический корабль, на котором Юрий Гагарин открыл человечеству дорогу в космос (гл. конструктор С.П. Королёв).



Баллистическая ракета подводных лодок - жидкостная ракета Р-29

4. Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета подводных лодок (БРПЛ) - жидкостная ракета Р-29, забрасываемый вес 1,1 т, дальность стрельбы 7800 км, принятая на вооружение в 1974 г. (гл. конструктор В.П. Макеев).


БРПЛ с 10 боевыми блоками - твердотопливная ракета Р-39

5. Первая в мире БРПЛ с 10 боевыми блоками - твердотопливная ракета Р-39, забрасываемый вес 2,55 т, дальность стрельбы 8300 км, оснащенная уникальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС), обеспечивающей старт из подледного положения, принятая на вооружение в 1983 г. (ген. конструктор В.П. Макеев).

Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК)

МБР подвижного грунтового базирования - твердотопливная ракета РТ-2ПМ «Тополь» с моноблоком



Пусковая установка твердотопливной ракеты РТ-2ПМ «Тополь»

6. Первая в мире МБР подвижного грунтового базирования - твердотопливная ракета РТ-2ПМ «Тополь» с моноблоком, забрасываемый вес 1 т, дальность стрельбы 10000 км, принятая на вооружение в 1988 г. (гл. конструктор А.Д. Надирадзе).

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК)

МБР подвижного железнодорожного базирования -твердотопливная ракета РТ-23УТТХ (10 боевых блоков)



Пусковой вагон БЖРК с поднятым контейнером

7. Первая в мире МБР подвижного железнодорожного базирования -твердотопливная ракета РТ-23УТТХ (10 боевых блоков), забрасываемый вес 4,05 т, максимальная дальность стрельбы 10000 км, принятая на вооружение в 1989 году (ген. конструктор В.Ф. Уткин).



Ракета-носитель, способная вывести на орбиту космический аппарат или космическую станцию весом до 100 т - ракета-носитель Энергия»



Последний пуск ракеты-носителя «Энергия», когда на орбиту был выведен орбитальный корабль «Буран» (без пилотов)

8. Первая в мире ракета-носитель, способная вывести на орбиту космический аппарат или космическую станцию весом до 100 т - ракета-носитель Энергия» (ген. конструктор В.П.Глушко).

Первый пуск этой ракеты с 75 тонным прототипом орбитальной лазерной платформы был осуществлен 15 мая 1987 года.

Второй, к сожалению, последний пуск ракеты-носителя «Энергия» был проведен 15 ноября 1988 г, когда на орбиту был выведен орбитальный корабль «Буран» (без пилотов), который два раза обогнул Землю, потом спустился с орбиты, развернулся над космодромом Байконур и в автоматическом режиме приземлился с высокой точностью.


Сверхзвуковые крылатые ракеты морского базирования:

9. Первые в мире сверхзвуковые крылатые ракеты морского базирования: «Базальт», «Гранит» и др. (ген.конструктор В.Н.Челомей).

Трагические потери

Анализируя факты и события, связанные с развитием ракетостроения в новейшей истории России, можно утверждать, что судьба отечественного ракетостроения, сложилась трагически.

1. Производство ракеты-носителя «Энергия» было прекращено, а имевшийся задел уничтожен.


2. Производство «Бурана» также прекращено, из уже построенных - два были уничтожены на Байконуре, остальные выставлялись на всеобщее обозрение в Центральном парке культуры в Москве и за рубежом.


3. Не создано ни одной новой ракеты-носителя. Выводы аппаратов на космические орбиты до сих пор осуществляются:

  • ракетами - носителями типа «Союз», являющимися модификациями королевской ракеты Р-7 (полезная нагрузка до 8,8 т)
  • ракетой - носителем «Протон», начало эксплуатации 1965 год (гл.констрктор В.Н.Челомей), и ее модификации (полезная нагрузка до 22 т
  • ракетами - носителями «Рокот», «Стрела» и «Днепр»


Последние три ракеты, это снятые с боевого дежурства в связи с завершением сроков эксплуатации и переоборудованные МБР УР-100НУТТХ (ген. конструктор В.Н.Челомей) и Р-36М УТТХ (ген. конструктор В.Ф.Уткин). Когда все эти МБР закончатся, указанные ракеты-носители исчезнут.


4. Все 36 МБР РТ-23УТТХ и 12 железнодорожных составов, в которых они размещались, уничтожены.


5. Все 120 БРПЛ Р-39 уничтожены, а все 6 ПЛ проекта 94,1 в которых они размещались, выведены из боевого состава ВМФ, 3 из них уже утилизированы.


6. Новейшие жидкостные БРПЛ «Синева», забрасываемый вес 2,8 т (4 средних или 10 малых боевых блоков), максимальная дальность стрельбы с уменьшенным числом блоков - 11547 км, принятая на вооружение в 2007 г, и ее модернизированный вариант ракета «Лайнер» (ген. конструктор В.Г.Дегтярь), устанавливаются только в устаревшие ПЛ проекта 667БРМ, прошедшие заводской ремонт, срок боевой эксплуатации которых приходит к концу, а новых ПЛ под эти ракеты не строится. Следовательно, в ближайшие годы эти новейшие ракеты останутся только в воспоминаниях разработчиков и моряков.


7. Новые ПЛ (проекта 955) строятся только под ракету «Булава», забрасываемый вес 1,15 т, которая находится на завершающей стадии испытаний (ген.конструктор Ю.С.Соломонов). Головной корабль проекта 955 «Юрий Долгорукий» (12 шахт), заложенный в 1996 году, в январе 1913 года зачислен в состав 31-ой дивизии подводных лодок Северного флота, базирующейся в Гаджиево Мурманской области и заступит на боевое дежурство в Мировом океане после января 2014 года.

Нетрудно посчитать, что суммарный забрасываемый вес всего боекомплекта этой ПЛ составит 13,8 т. Если на последующих ПЛ проекта 955 число шахт будет увеличено до 20, то эта величина возрастет до 23 т. Напомним, что суммарный забрасываемый вес всего боекомплекта одной американской ПЛ «Огайо» (24 шахты) с ракетами «Трайдент-2», принятыми на вооружение в 1990 году, с забрасываемым весом 2,8 т (как у нашей «Синевы») и максимальной дальностью стрельбы с уменьшенным числом блоков 11300 км (почти как у нашей «Синевы»), составляет 67,2 т. Американская ракета «Трайдент-1» с забрасываемым весом 1,28 т давно снята с вооружения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Баллистическая ракета «Булава». Технические характеристики. Справка.

2.Виктор Чирков - главком ВМФ. "Юрий Долгорукий" заступит на боевое дежурство через год.

3.Григорьев Ю.П. - Ракетно-космическая промышленность. «Военно-промышленный комплекс». Энциклопедия. Том 1 . Москва, Военный Парад. 2005.

4.Григорьев Ю.П. От гонки вооружений ХХ века к потере ядерного паритета в XXI. Независимое военное обозрение №11, 2006

5.Григорьев Ю.П. Проблемы отечественной космонавтики. ОРУЖИЕ РОССИИ. Информационное агентство. Москва, 21 июля 2012