Сертификация по управлению проектами. О сертификации Международная сертификация специалистов по управлению проектами

Подросток

Чтобы вам было проще - объединил информацию по ним в одну таблицу. Включил в виды сертификации то, что достаточно распространено в России, и может помочь вам в вашей карьере.Если говорить в целом, то есть 3 направления сертификации:

  • управление проектами - общий подход к управлению проектами. Наиболее известная сертификация - Project Management Professional (PMP )
  • ж изненный цикл программного средства (Application Lifetime Management, ALM) - включает такие подходы к созданию ПО как RUP и MSF
  • отдельные программные средства для управления проектом
Вид обучения Описание Требования к опыту управления проектами Язык Примерные затраты на сертификацию Сроки Где посмотреть информацию
PMP и PMI-АСР 3 года управления проектами Английский / Русский От 20000р до 60000р 1.5 – 3 месяца pmi.org
pmi.ru
PRINCE2 Международная сертификация по управлению проектами нет Английский От 12000р (PRINCE2 Foundation) 1,5 - 3 месяца ---
PME Российский аналог PMP нет Русский От 7000р. Если проходили обучение в pmexpert – от 3000р 1.5 – 3 месяца pmexpert.ru
IPMA A/B/C/D Европейская сертификация по управлению проектами IPMA C – 3 года управления Русский IMPA C – стоимость экзамена 25 000р 1-3 месяца sovnet.ru
MCTS 70-632, 70-633, 70-634 Сертификация Microsoft по использованию MS Project/Server Нет Английский От 1700р. 1 – 2 месяца microsoft.com
ITIL Сертификация по управлению услугами IT Нет Английский Базовая ступень ITIL Foundation – 6600р 1-2 месяца itexpert.ru
CompTIA Project+ Управление проектами Нет Английский От 9000р 1.5-3 месяца certification. comptia.org
MCP 70-301 Microsoft Solution Framework Нет Английский От 1700р 1.5-3 месяца microsoft.com

Если у вас возникли вопросы по тому как пройти ту или иную сертификацию, пишите в комментах. Могу проконсультировать по получению PMP/PME и MCTS. И та и другая сертификация проводятся через Prometric . Сдать PMP можно по крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге. MCTS 70-632 в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Бийске, Брянске, Екатеринбурге, Иркутске и ещё ряде городов (полная информация на сайте Prometric).

В России представлены три классические, наиболее популярные сертификации: PMI, IPMA, PRINCE2.

Эти системы похожи, но направлены на решение разных задач и имеют разную целевую аудиторию.

Сертификация PMI

Сертификация PMI представляет процессную школу в управлении проектами.

В процессной школе основное внимание уделяется стандартизации процессов. Представители этой школы считают, что для получения качественного результата достаточно построить качественный процесс. Соответствующие стандарты описывают процессы, инструменты и техники, которые в этих процессах применяются.

Наиболее известной организацией, представляющей процессную школу, является Институт управления проектами (Project Management Institute – PMI). Институт выпускает свой стандарт Project Management Body Of Knowledge (PMBOK)® – Свод знаний по управлению проектами.

В книге описываются процессы, которые менеджер проекта должен применять, чтобы держать под контролем проект. Для каждого процесса описаны:

  • вводные данные,
  • результаты,
  • инструменты,
  • техники,
  • методы.

После успешного прохождения сертификации кандидат получает звание Project Management Professional (PMP)® – профессионал управления проектами.

Для получения сертификата PMP нужно не только подтвердить, что вы знаете и понимаете содержание PMBOK®, но и подтвердить наличие определенного опыта в управлении проектами.

Экзамен проходит в форме компьютерного тестирования и длится 4 часа. Из 200 вопросов в зачет идут 175, проходной балл составляет 61%, стоимость экзамена – 555 $.

Сертификат PMP действует в течение 5 лет, по окончании этого срока его можно продлить. Продлевать сертификат необходимо каждые три года, для продления необходимо получить 60 PDU (Professional Development Units – единиц профессионального развития). Учет и начисление PDU осуществляется в личном кабинете специалиста на сайте PMI. Получить PDU можно за участие в образовательных мероприятиях и профессиональных конференциях, за волонтерскую деятельность.

Наличие сертификата PMP говорит о том, что его обладателю можно доверить серьезный, масштабный, дорогой проект. Подобно тому как мы, выбирая, например, стоматолога, стремимся оценить его профессиональную квалификацию – и для этого проверяем наличие у него профессиональных сертификатов и дипломов о специальном медицинском образовании, также и собственник бизнеса стремится убедиться в том, что доверяет свой проект и свои деньги настоящему профессионалу. И эту уверенность ему дает наличие у кандидата на роль менеджера проекта сертификата PMP.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 700 000 PMP.

Пример вопроса из сертификации PMI:

Сертификация IPMA

Другое широко известное направление в управлении проектами – это компетентностная школа.

Основное внимание здесь уделяется компетенциям менеджеров проектов. Соответствующие стандарты описывают качества, знания и навыки людей, работающих в управлении проектами.

Главной организацией, представляющей компетентностную школу в мире, является Международная ассоциация управления проектами IPMA (International Project Management Association).

IPMA широко представлена по всему миру через сеть национальных ассоциаций – на сегодняшний день их насчитывается более 60.

Представители этой школы считают, что стандартизировать нужно не процессы, а человека. Если специалист обладает определенным набором элементов компетентности, то, независимо оттого, выстроены или нет процессы в организации, его можно бросать на любой проект – наличие ключевых компетенций позволит ему сориентироваться, собрать команду, выбрать инструменты и успешно завершить проект.

Такой подход нашел отражение в разработанном IPMA стандарте PM ICB – Project Management International Competence Baseline. ICB содержит требования к компетентности специалистов в области управления проектами.

В настоящее время каждая из национальных ассоциаций разрабатывает свой адаптированный к местным условиям, но основанный на ICB национальный стандарт. В России IPMA представляет некоммерческая организация СОВНЕТ, которая разработала и поддерживает НТК – Национальные требования к компетентности в области управления проектами.

Сертификация IPMA включает четыре уровня:

  • Уровень A. Сертифицированный директор проектов. Уровень топ-менеджера организации, который держит под контролем весь портфель проектов компании. На сегодняшний день в России насчитывается всего 150 специалистов этого уровня.
  • Уровень B. Сертифицированный старший руководитель проектов. Уровень куратора проекта – руководителя, одновременно контролирующего ряд проектов. Это специалист, который ставит контрольные точки, запрашивает информацию, организует работу на проектах.
  • Уровень C. Сертифицированный руководитель проектов. Наличие сертификата уровня C подтверждает, что специалисту можно доверить самостоятельное управление проектом. Для того, чтобы получить сертификат уровня C, кандидат должен подтвердить практический опыт работы на проектах.
  • Уровень D. Сертифицированный специалист. Это сертификат базового уровня, наличие которого подтверждает, что специалист обладает всеми необходимыми компетенциями для работы в качестве участника команды проекта. При прохождении сертификации на уровень D не требуется подтверждать наличие практического опыта работы на проектах.

На рисунке ниже представлена структура и стоимость прохождения экзамена для разных уровней сертификации IPMA.

Экзаменационная сессия длится три дня:

  • В первый день проводится письменное тестирование. Тест включает закрытые и открытые вопросы: отвечая на закрытые вопросы, кандидат выбирает один из предложенных вариантов; отвечая на открытый вопрос, пишет эссе объемом в одну страницу. Причем, даже отвечая на закрытые вопросы, кандидат может оставлять комментарии к ответу. Ответы оценивает не компьютер, а асессор, и в спорных ситуациях он может учитывать то, что написано в комментариях, и снимать с кандидата штрафные баллы.
  • Во второй день сертификационной сессии проводится деловая игра (для уровней C, B и A). Из кандидатов формируются команды, каждая из команд получает кейс и разрабатывает ключевые управленческие документы для этого кейса. Во время игры асессоры наблюдают за кандидатами: кто как общается, как команда распределила работы, как команда определила лидера, и т.д., и делают соответствующие выводы. По завершении игры команда делает презентацию, выполняется формальная оценка выполненной работы и асессоры выносят свой вердикт.
  • В третий день оценочной сессии проводятся личные собеседования: сначала кандидат представляет свой опыт на примере одного из своих проектов, асессоры задают вопросы, и выносят окончательное решение.

Пример закрытого вопроса из сертификации IPMA

Разработка концепции управления предметной̆ областью проекта не включает в себя:

  1. Анализ проблемы и потребности в проекте;
  2. Анализ причин вызывающих отклонения в предметной̆ области проекта;
  3. Уточнение основных характеристик проекта;
  4. Все вышеперечисленное;
  5. A и B;
  6. A и C;
  7. B и C;
  8. Ни один из вариантов.

Пример открытого вопроса из сертификации IPMA

Как связаны объем работы, её скорость и количество ресурса?

Сертификат IPMA действует в течение 5 лет, для его продления необходимо сдавать экзамен. Всего в мире насчитывается около 500 000 обладателей таких сертификатов.

Сертификация PRINCE2®

Существует еще одна популярная международная система сертификации менеджеров проектов, которая не относится ни к одной из вышеперечисленных школ – PRINCE2®.

Это метод, который был разработан в конце1980-х гг. в правительстве Великобритании как способ управления проектами информатизации. Со временем этот метод перешел на новый качественный уровень и стал универсальным, применимым для проектов любого типа. Метод используется на правительственном уровне практически во всех странах Евросоюза для реализации важных масштабных проектов.

В качестве примера можно привести недавно реализованный проект реконструкции морского порта в г. Роттердам (Нидерланды). PRINCE2® – это официальный метод реализации всех проектов ООН, очень похожий метод используется в Еврокомиссии.

Руководство Managing successful projects with PRINCE2® – это инструкция к действию, которая описывает три вещи:

  • Принципы управления проектами
  • Инструменты управления проектами
  • Последовательность действий при управлении проектами

На сегодняшний день этот метод является наиболее популярным в сфере управления проектами благодаря своей практичности и возможности адаптации для крупных и небольших проектов.

Всего в мире насчитывается более 1 500 000 сертифицированных специалистов по PRINCE2®.

Система сертификации включает три уровня:

  • PRINCE2® Foundation. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист знает содержание руководства по PRINCE2® и правильно понимает все профессиональные термины. Экзамен длится 1 час, включает 75 вопросов, для получения сертификата необходимо правильно ответить на 50% вопросов. Стоимость сертификации составляет 12 000 рублей.
  • PRINCE2® Practitioner. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист знает содержание руководства и умеет адаптировать метод к своему проекту. Данный экзамен сложнее, поскольку проверяет не знание книги, а умение применить знания в конкретной ситуации. Кандидат получает кейс и отвечает на 80 вопросов по этому кейсу. Чтобы получить сертификат, он должен правильно ответить на 55% вопросов за 2,5 часа. Стоимость сертификации составляет 16 000 рублей.
  • PRINCE2® Professional. Самый «продвинутый» уровень сертификации, пока недоступный в России. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист не только знает и умеет применять метод на практике, но и способен внедрить метод в той или иной организации. Чтобы получить сертификат, кандидат должен пройти трехдневную экзаменационную сессию в асессмент-центре, в том числе личное собеседование с асессорами.

Пример вопроса из сертификации PRINCE2® Practitioner

В конце стадии инициации менеджер проекта обновил план проекта, чтобы показать, как и когда будут измерены и зафиксированы все ожидаемые выгоды от рекламного календаря.

Является ли это надлежащим применением PRINCE2® в этом проекте?

  1. Нет, потому что все изменения в плане проекта должны быть утверждены управляющим советом проекта.
  2. Нет, потому что большая часть ожидаемых выгод будет достигнута после того, как проект будет закрыт.
  3. Да, поскольку очень важно определить способ измерения каждой выгоды, чтобы можно было внести измеримые улучшения.
  4. Да, поскольку ожидаемые выгоды от рекламного календаря можно измерить на протяжении жизненного цикла проекта.

Первая российская национальная сертификация ПМ СТАНДАРТ

Сертификация ПМ СТАНДАРТ – первая национальная система сертификации в области управления проектами, задуманная как сертификация по российским ГОСТам:

  • ГОСТ Р ИСО 10006-2005 «Руководство по менеджменту качества при проектировании»
  • ГОСТ Р 54869 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»
  • ГОСТ Р 54871 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»
  • ГОСТ Р 54870 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»
  • ГОСТ Р ИСО 21500 – 2014 «Руководство по проектному менеджменту»

На сегодняшний день доступен базовый уровень сертификации.

Готовятся к выпуску еще 5 уровней. Сертификация для руководителей проектов будет доступна уже в конце марта 2017 г.

Стоимость сертификации базового уровня – 7 000 рублей, что выгодно отличает ее от других представленных на российском рынке систем.

Тестирование проводится в региональных центрах сертификации с помощью специально разработанной информационной системы сертификации.

Экзамен базового уровня длится 90 минут, включает 60 закрытых и 2 открытых вопроса. Закрытые вопросы могут включать несколько правильных вариантов ответа и предусматривают возможность оставлять комментарии.

Ответы проверяют и компьютер, и асессор, который может добавлять баллы в спорной ситуации.

Чтобы получить сертификат, кандидат должен правильно ответить на 70% вопросов. Сертификат действует 5 лет, для продления необходимо пересдать экзамен.

На день публикации материала (9 месяцев с момента старта), уже сертифицировано более 400 человек, в том числе руководители и сотрудники проектных офисов ряда органов государственных власти и госкомпаний.

Поскольку сертификация ПМ СТАНДАРТ в рамках организации позволяет внедрить единый язык проектного управления, основным интересантом проведения этой сертификации является организация, в отличие от трех вышеописанных систем, где основным интересантом является кандидат.

Пример закрытого вопроса сертификации ПМ СТАНДАРТ БАЗОВЫЙ

Какие из приведенных утверждений являются верными?

(Укажите несколько вариантов ответа)

  1. Ограничения оказывают влияние на принимаемые управленческие решения по проекту Ограничения и требования взаимосвязаны между собой.
  2. При сокращении сроков проекта необходимо либо увеличить затраты, либо уменьшить объем требуемых результатов, либо и то, и другое
  3. Успех проекта зависит, в том числе, от того, будет ли достигнуто согласие и одинаковое понимание ограничений ключевыми Заинтересованными сторонами
  4. На проекте существует только четыре ограничения: содержание проекта, качество результатов, график и затраты

Система сертификации PMI

Сертификат PMP свидетельствует о том, что его обладатель владеет знаниями и навыками по всем группам процессов стандарта PMI PMBOK® Guide.

Сертификация проводится в виде компьютерного тестирования, состоящего из 200 вопросов. Для каждого вопроса предлагается 4 варианта ответа. На экзамен (проходит как на английском, так и на русском языке) отводится 4 часа.

Для того чтобы претендовать на звание PMP, кандидату с высшим образованием (бакалавр, bachelor’s degree) требуется не менее 35 часов обучения управлению проектами (PDU - Project Development Unit) и не менее 3 лет опыта работы по управлению проектами. Кандидат со средним образованием также должен иметь 35 часов обучения управлению проектами и не менее 5 лет практического опыта в управлении проектами.

Выданный сертификат действителен в течение 3 лет.

Сертификация CAPM

САРМ (Certified Associate in Project Management, Сертифицированный специалист по управлению проектами) – более низкая ступень в системе сертификации PMI. CAPM - практик в управлении проектами, обладающий основными знаниями и умением применять в проектах инструменты и методики проектного управления. Экзамен проходит в виде компьютерного теста на английском языке и с переводом на русский язык, состоит из 150 вопросов и длится 3 часа.

Претенденту на степень CAPM необходимо иметь полное среднее образование, не менее 1500 часов (не менее 2 лет) опыта управления проектами и 23 часов очного обучения проектному управлению.

Срок действия сертификата составляет 5 лет.

Аттестация PgMP

Аттестат PgMP (Program Management Professional, Профессионал в управлении программами) подтверждает наличие навыков, знаний, умения применения инструментов и методов, которые необходимы специалисту при управлении программами проектов – несколькими связанными проектами, направленными на достижение стратегической бизнес-цели компании. Кроме этого PgMP подтверждает, что при управлении своими прошлыми программами, менеджер действовал как профессиональный руководитель программ.

Чтобы получить доступ к экзамену, кандидату с высшим образованием (степень бакалавра) необходимо иметь 4 года опыта управления проектами и 4 года опыта управления программами проектов. Кандидату со средним полным образованием - 4 года опыта управления проектами и 7 лет опыта управления программами.

Сертификация PgMP проводится в несколько этапов. Первый из них - аудит и Panel Review, проверка данных, указанных в заявке на сертификацию, в ходе которой решается, насколько профессиональный опыт кандидата соответствует требованиям сертификации PMI. Только после успешного прохождения аудита и Panel Review кандидат получает возможность сдавать экзамен (Multiple-Choice Examination). Экзамен проводится в виде 4-х часового компьютерного теста из 170 вопросов, основанных на бизнес-сценариях, близких к реальным. Третий этап - Multi-rater Assessment (MRA) – оценка уровня и деятельности специалиста по управлению программами с точки зрения его руководителей, коллег и подчиненных. MRA - это аналог оценки персонала по методу 360 градусов .

Сертифицированным PgMP необходимо подтверждать свой статус каждые 3 года.

Сертификация PMI-SP

Сертификация PMI-SP (PMI Scheduling Professional, Профессионал в области календарного планирования проектов) свидетельствует о наличии у специалиста знаний и навыков в области управления расписанием проекта, основанных на стандартах ANSI PMI PMBOK® GUIDE и PRACTICE STANDARD FOR SCHEDULING .

К экзамену допускаются специалисты с дипломом о полном среднем образовании, имеющие не менее 5000 часов работы в области календарного планирования проектов и 40 часов обучения управлению расписанием проекта, а также специалисты с дипломом о высшем образовании (степень бакалавра), имеющие 30 часов обучения управлению расписанием проекта и не менее 3500 часов практической работы с расписанием проекта.

Экзамен на степень PMI-SP проходит в формате компьютерного теста (170 вопросов) в течение 3,5 часов.

Сертификат действителен в течение 3 лет.

Сертификация PMI-RMP

Сертификация PMI-RMP (PMI Risk Management Professional, Профессионал управления рисками) является подтверждением наличия у специалиста знаний и навыков в области оценки и определения рисков, уменьшения угроз и реализации возможностей.

Требования к соискателю с высшим образованием (минимум степень бакалавра): 1)3000 часов опыта управления рисками 2)30 часов обучения управлению проектами

Требования к соискателю с полным средним образованием: 1)4500 часов опыта управления рисками 2)40 часов обучения управлению рисками

Экзамен имеет форму компьютерного теста и включает 170 вопросов. Продолжительность экзамена – 3,5 часа. Сертификат действителен в течение 3 лет.

Система сертификации IPMA

Сертифицированный директор программ или проектов (уровень А - высшая ступень системы сертификации)- это специалист, умеющий управлять программами проектов и сложными проектами. Кандидату необходимо иметь высшее образование и пятилетний (5 лет) опыт работы координатором программы, комплекса проектов.

Обладание степенью IPMA (B) (Сертифицированный управляющий проектами, B)– свидетельство того, что специалист умеет управлять сложными проектами. От соискателя требуется высшее образование и опыт работы управляющим проектом от 5 лет.

Сертифицированный профессионал по управлению проектами (Уровень C ) может управлять простыми проектами и основными функциями в сложных проектах. Претенденту на IPMA (С) нужно иметь высшее образование и трехлетний опыт работы в команде проекта.

Сертифицированный специалист по управлению проектами (Уровень D ) должен уметь управлять отдельными функциями в проекте на основе своих знаний. Кандидату не требуется опыт работы – только документ о высшем образовании.

В России услуги по проведению сертификации IPMA осуществляет Ассоциация Управления проектами (СОВНЕТ), являющаяся корпоративным членом IPMA.

Система сертификации PRINCE2

PRINCE 2 Foundation – первый экзамен по британскому стандарту PRINCE2 , который необходимо сдать специалисту, желающему получить степень PRINCE2 Practitioner. Сертификация разработана для членов проектных команд, использующих в управлении проектами методологию PRINCE2. Экзамен проходит в виде одночасового компьютерного теста, состоящего из 75 вопросов.

PRINCE2 Practitioner – вторая и последняя ступень сертификации, характеризующая высокий уровень компетенций специалиста и позволяющая вести управление проектами по теоретическим и практическим рекомендациям PRINCE2. Экзамен длительностью 2,5 часа включает 9 вопросов с 12 вариантами ответов.

Российские системы сертификации

В России собственную систему сертификации предлагает компания PM Expert. По заявлению компании , сертификация создана с учетом российской специфики управления проектами и основана на лучших мировых стандартах в данном направлении.

Степень PME® (Project Management Expert , «Эксперт в управлении проектами») - первая ступень сертификации компании – подтверждает знания в общих вопросах управления проектами, управлении интеграцией, содержанием, сроками, стоимостью, качеством, командой, коммуникациями, рисками и поставками проекта.

Тестирование состоит из 200 вопросов и проводится на русском языке в течение 4 часов. При этом от кандидата не требуется практический опыт в управлении проектами и учебные часы профессионального развития.

Степень PMEP© (Project Management Expert Practitioner, «Эксперт-практик в управлении проектами») подтверждает практический опыт обладателя. На момент сдачи кандидат должен иметь степень PME и как минимум 2 реализованных проекта за последние 4 года, в которых он выполнял роль руководителя проекта. Экзамен проводится устно: соискателю необходимо выступить перед комиссией экспертов, рассказав об одном из проектов в виде презентации.


Программа повышения квалификации

Набор идёт. Начало обучения по мере набора группы.

Цель программы: структурировать знания по управлению проектами в соответствие с требованиями стандарта ICB Международной ассоциации управления проектами (IPMA) и стандарта «Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов» (НТК) Ассоциации управления проектами СОВНЕТ (Россия) и подготовить слушателей к сдаче международного сертификационного экзамена по системе IPMA - СОВНЕТ.

Срок обучения: 1 месяц.

Период обучения:

Стоимость: 29 тысяч рублей.

Форма обучения: очно – заочная.

Режим занятий: 2-3 будних дня вечером (18:40 – 21:30) и суббота днём (10:00 – 16:30) (майские каникулы с 1 по 10 мая)

По окончании :

  • В случае успешной итоговой аттестации выдается удостоверение НИУ ВШЭ установленного образца о повышении квалификации.

Документы для поступления:

  • диплом о высшем образовании с приложением (и его копия, включая приложение)
  • паспорт (и копия его страниц: основной и регистрации)
  • 2 фотографии 3х4
  • Do you want international recognition as a project, programme or portfolio professional? Do you want to be assessed on your current competence level and be internationally certified?
  • Do you want to employ or hire a project, programme or portfolio manager who has proved to be competent?
  • Do you want to know how you can improve your competences as a professional project, programme or portfolio manager?

IPMA offers an international, competency-based, four level certification (4-L-C) scheme. In your own country, in your own language, at your own competence level. If you want to learn more about our levels, please look at , and . If you want to understand the certification process, . If you want to connect to the Certification Body in your own country, and you will be redirected to your local IPMA Membership Association and Certifying Body.

Individual Competence Baseline

Worldwide, the IPMA certification is based on the global competence standard, ICB. This standard is defined by the IPMA and describes the competences that project, programme and portfolio managers should possess. Currently, IPMA is transitioning from ICB version 3 to ICB version 4. You can contact your local organisation to get more details on the transitioning path. By the end of 2019, all certifications will be based upon ICB version 4 – worldwide.

If you are looking for project, programme and portfolio managers who have proven competences, look for IPMA certified professionals. Certified professionals are registered in the international database.

Re-certification

A certificate needs to be updated on a regular basis. After a specific period of time, a certificate is withdrawn unless a person undergoes the re-certification process. In this process, a professional can maintain the certificate, by proving the required competences are still maintained at the right level. See

You might also be interested in


International Competence Baseline of the International Project Management Association (ICB IPMA) - стандарт, описывающий международные требования к компетентности специалистов по управлению проектами (УП), разработанные международной ассоциацией управления проектами.

Международная ассоциация управления проектами (IPMA) зарегистрирована в Швейцарии как некоммерческая профессиональная организация, основной функцией которой является содействие развитию и широкому применению на практике методов и средств УП в разных странах мира.

IPMA создана в 1965 г. как форум для обмена опытом менеджерами проектов, работающих в разных странах мирах. В 1967 г. в Вене был проведен первый Международный Конгресс IPMA. Членами IPMA являются в основном национальные ассоциации по УП. В настоящее время в ассоциацию входит 55 стран.

Назначение

В 1998 г. на съезде Совета делегатов IPMA была утверждена концепция универсальной международной системы сертификации профессионалов по УП. Для решения задач профессиональной сертификации необходим был стандарт, устанавливающий нормы и требования, которые будут определять уровень компетентности, необходимой для сертификации. Такие требования были определены путем систематизации накопленного к тому времени опыта в области УП и описаны в ICB.

ICB создан на основе национальных требований к компетентности (National Competence Baseline, NCB, НТК) следующих национальных ассоциаций по УП: АРМ (Великобритания), VZPM (Швейцария), GPM (Германия), AFITEP (Франция).

В 1998 г. IPMA утвердила систему ратификации четырехуровневой сертификационной программы (4-LC - Four Level Certification), которая получила всемирную известность. С 1999 г. международная программа сертификации стала реализовываться.

Составители ICB подчеркивают, что это не учебник и не сборник рецептов. Он открывает путь к знаниям, опыту и индивидуальному мастерству в сфере УП, описывая их в структурированном виде. Основное назначение стандарта ICB IPMA определяет международные требования к компетентности специалистов по УП и является основой для их профессиональной сертификации. ICB IPMA - основа всех сертификационных программ национальных ассоциаций и их сертификационных центров.

Актуальная редакция ICB IPMA - 3.0, которая была введена в действие в марте 2006 г. взамен редакции 2.0, действующей с 1999 г.

Структура

В основе структуры ICB находится так называемая диаграмма компетентности «Глаз» , отображающая всю совокупность элементов УП, которую видит менеджер проекта (МП) при оценке определенной ситуации (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма компетентности «Глаз» ICB

ICB содержит описание трех групп компетенций, или элементов компетентности:

  1. Техническая компетентность - предназначена для описания основополагающих элементов компетентности, характеризующих саму суть управления проектами, например «Управление закупками и контрактами».
  2. Поведенческая компетентность - предназначена для описания элементов, характеризующих личность и поведение специалиста с позиций его компетентности в сфере управления проектами, например «Конфликты и кризис».
  3. Контекстуальная компетентность - предназначена для описания элементов, относящихся к окружению проекта. Это направление включает элементы компетентности, характеризующие способность менеджера проекта функционировать в организации, сфокусированной на проекты, в том числе умение выстроить отношения с линейными менеджерами, например «Реализация портфеля проектов и программ».

Таким образом, всего в стандарте ICB описано 46 компетенций, структурированных по трем группам компетентности .

Краткое описание

Описание каждого из 46 элементов компетентности ICB (компетенций) содержит :

  1. азвание;
  2. характеристику содержания;
  3. возможные (минимальные) технологические шаги процесса управления;
  4. темы для ознакомления с компетенцией;
  5. критерии оценки опыта, необходимые для проведения сертификации специалистов по каждому уровню;
  6. указания на взаимосвязи с другими элементами компетентности.

ICB включает 20 технических элементов компетентности (таблица 1).

Таблица 1. Технические элементы компетентности ICB

ICB включает 15 поведенческих элементов компетентности (таблица 2).

Таблица 2. Поведенческие элементы компетентности ICB

ICB включает 11 контекстуальных элементов компетентности (таблица 3).

Таблица 3. Контекстуальные элементы компетентности ICB

При этом руководство ICB не содержит описание конкретных методов, инструментов, способов. В нем содержатся описания предметных областей, методологических подходов к определению задач, а также приводятся, где это служит иллюстрацией, и некоторые примеры методов. Методы и инструменты могут быть определены самими организациями. Менеджеру проекта следует подбирать методы и инструменты, соответствующие конкретной ситуации в ходе управления проектом.

В ICB включены также основные термины и понятия, задачи, обобщенный обзор передового опыта в области УП, навыки, функции, процессы, методы, технологии и инструментарий, которые обычно используются в УП, а также специальные знания о нововведениях и их применении в управлении отдельными проектами. ICB представлен на трех языках: английском, немецком и французском.

Практическая ценность стандарта ICB в том, что он является:

  • основой для описания компетентности специалистов по УП в целом;
  • методологической основой («каркасом»), на которой можно создавать модели компетенций специалистов по УП для различных стран, предметных областей и конкретных организаций;
  • источником для разработки различных образовательных программ подготовки специалистов по управлению проектами, повышения квалификации и развития компетентности в области управления проектами и проектной деятельности компании.

Руководство к Своду знаний по управлению проектами

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (A Guide to the Project Management Body of Knowledge; далее - PMBOK®) представляет собой национальный американский стандарт, который содержит профессиональные знания по процессу управления проектами. Выпуском стандарта занимается Институт управления проектами (PMI - Project Management Institute), находящийся в штате Пенсильвания, США. Официальный перевод на русский язык осуществляется представительством PMI в России.

Назначение

PMBOK® содержит методические рекомендации для руководства отдельным проектом, опирающиеся на лучшие практики и передовой опыт специалистов в управлении проектами. В руководстве даны определения ключевым аспектам проектного менеджмента, а также описан жизненный цикл управления проектами и сопутствующие процессы.

PMBOK® является универсальным стандартом и может быть использован в качестве основного справочного материала по управлению проектами для программ профессионального развития и сертификации. Также стандарт может быть взят за основу и адаптирован под нужды проектной деятельности в любой организации, реализующей проекты.

Первое издание PMBOK® вышло в свет в 1986 г. и выдержало несколько редакций.

В 1996 г. PMBOK® был доработан, а в 2000-м выпущено издание PMBOK® Guide 2000, считающееся вторым изданием стандарта.

В 2004 г. PMI выпустил свое очередное творение - PMBOK® Guide Third Edition, которое получило самое большое распространение свода знаний по управлению проектами PMI.

31 декабря 2008 г. вышла в свет новая версия методологии - PMBOK® Fourth Edition, которая, как предшественник, была детально переработана и стала по сути таким же революционным изданием.

Текущая (на момент написания книги) версия стандарта - PMBOK® Fifth Edition - была выпущена в январе 2013 г.

Дата выпуска PMBOK® Guide Sixth Edition еще неизвестна, но, вероятнее всего, PMI выпустит этот стандарт в 2016 г., поскольку обновляется PMBOK® регулярно, с частотой один раз в четыре года.

Структура

В пятой редакции стандарта PMBOK® выделено несколько ключевых структурных элементов.

Во-первых, обозначается основной объект стандартизации - проект, а также взаимосвязи между проектами, программами, портфелями и операционной деятельностью.

Во-вторых, описан типовой жизненный цикл проекта (рис. 2) и влияние организационных политик на проектную деятельность.

Рис. 2. Жизненный цикл согласно пятой редакции стандарта PMBOK®

В-третьих, в пятой редакции стандарта PMBOK® описана технология управления проектом через обозначение групп управленческих процессов (обозначены пять групп) и функциональных областей (выделены десять областей).

И наконец, в приложении к стандарту раскрыты межличностные навыки качества, которые важны для деятельности руководителя проекта. К таким навыкам отнесены :

  • лидерство;
  • командообразование;
  • мотивация;
  • коммуникация;
  • воздействие;
  • принятие решений;
  • политическая и культурная осведомленность;
  • ведение переговоров;
  • построение доверительных отношений;
  • управление конфликтами;
  • наставничество;

Все перечисленные качества могут помочь руководителю эффективно реализовать процесс управления проектом.

Краткое описание

Согласно PMBOK®, проект осуществляется через объединение нескольких ключевых процессов управления. В стандарте пять групп процессов, определяющих управленческую суть:

  1. инициация (initiation);
  2. планирование (planning);
  3. выполнение (executing);
  4. контроль (controlling);
  5. завершение (closing).

Пять групп процессов затрагивают ряд областей знания. В пятой редакции PMBOK® выделены десять ключевых областей :

  1. управление интеграцией проекта (Project Integration Management) - включает в себя процессы и действия, необходимые для определения, уточнения, комбинирования, объединения и координации различных процессов по управлению проектом;
  2. управление содержанием проекта (Project Scope Management) - включает в себя процессы, обеспечивающие включение в проект ключевых (тех и только тех) работ, которые необходимы для успешного завершения проекта;
  3. управление сроками проекта (Project Time Management) - включает в себя процессы, посредством которых обеспечивается своевременное завершение проекта;
  4. управление стоимостью проекта (Project Cost Management) - объединяет процессы управления расходами и обеспечения завершения проекта в рамках утвержденного бюджета;
  5. управление качеством проекта (Project Quality Management) - включает в себя процессы и действия исполняющей организации, политику в области качества и осуществляется посредством системы управления качеством, предусматривающей определенные правила и процедуры, а также действия по постоянному совершенствованию процессов, проводимые при необходимости на всем протяжении проекта;
  6. управление человеческими ресурсами проекта (Project Human Resource Management) - включает в себя процессы организации, управления и руководства командой проекта;
  7. управление коммуникациями проекта (Project Communications Management) - включает в себя процессы, необходимые для своевременного создания, сбора, распространения, хранения, получения и использования информации проекта;
  8. управление рисками проекта (Project Risk Management) - включает в себя процессы, необходимые для повышения вероятности возникновения и воздействия благоприятных событий и снижение вероятности возникновения и воздействия неблагоприятных для проекта событий в ходе его реализации;
  9. управление поставками проекта (Project Procurement Management) - включает в себя процессы покупки или приобретения тех необходимых продуктов, услуг или результатов, которые производятся вне исполняющей проект организации;
  10. управление заинтересованными сторонами проекта (Project Stakeholder Management) - включает в себя процессы, необходимые для идентификации лиц (или организаций), которые могут повлиять на проект или находятся под его влиянием; а также включает те процессы, которые необходимы для разработки приемлемых управленческих стратегий вовлечения этих лиц (или организаций) в проект.

Каждая область знания включает в себя те и только те процессы, реализация которых позволяет реализовать оговоренное содержание в указанные сроки и в рамках выделенного бюджета. В итоге пересечением пяти групп процессов и десяти областей знаний образовано 47 процессов, которые могут быть осуществлены командой управления в ходе реализации проекта. Описание каждого процесса содержит четыре ключевых элемента: входы, выходы, инструменты и методы, шаги процедуры (методики, инструкции) реализации процесса. Все процессы содержат перечисленные элементы, что позволяет не только понять методологию управления, но и применить конкретные методики ведения проекта, которые заслужили доверие в среде профессионалов проектного менеджмента.

Практическая ценность и особенности применения

Стандарт может быть использован как основа для унификации проектной деятельности организации. Также он может быть полезен при организации взаимодействия по проекту, задавая общий лексикон и общий подход к управлению проектом. Помимо этого, следует учесть несколько ограничений стандарта.

Упор в стандарте PMBOK® сделан на процесс управления, который максимально унифицируется и не увязывается с конкретной предметной областью.

Стандарт является национальным стандартом США и ориентирован в первую очередь на специфику реализации управленческих процессов в данной стране.

ГОСТ Р 54 869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»

ГОСТ Р 54 869 устанавливает требования к процессу управления проектом от его начала до завершения. Стандарт является универсальным для любой предметной области и содержит требования, которые могут быть применимы как физическими, так и юридическими лицами для любых проектов (по виду, типу, сложности и т. д.).

Назначение

ГОСТ Р 54 869 устанавливает требования к управлению проектом для обеспечения эффективного достижения целей проекта. Указанные в стандарте требования применимы для организации любого рода проектной деятельности, повышения ее эффективности, усовершенствования процесса управления проектами, а также для оценки соответствия отдельно взятой проектной деятельности требованиям, определенным в стандарте.

Данный стандарт был утвержден 9 января 2013 г. На момент написания книги иных версий не имелось.

Структура

ГОСТ Р 54 869 представляет собой общее описание рекомендованных требований к управлению проектами. Они сгруппированы по процессам управления, среди которых выделяют процессы :

  • инициации;
  • планирования;
  • организации исполнения;
  • контроля и завершения.

Помимо указанных разделов, ГОСТ предлагает собственные термины и определения, относящиеся к области проектного менеджмента, а также описание отдельных аспектов организации самого процесса управления проектом. В приложении обозначены основные понятия проектного менеджмента и их взаимосвязи.

Краткое описание

ГОСТ Р 54 869 содержит ряд ключевых разделов, каждый из которых описывает требования к отдельным процессам управления:

  1. Процесс инициации проекта - формальное открытие проекта.
  2. Процессы планирования проекта - описание образа наиболее вероятных исходов действий по управлению проектом. Процесс планирования включает в себя процессы планирования отдельных областей проекта :
    • планирование содержания проекта - определение требований проекта и состава работ проекта;
    • разработка расписания - определение дат начала и окончания работ проекта, ключевых событий, этапов и проекта в целом;
    • планирование бюджета проекта - определение порядка и объема обеспечения проекта финансовыми ресурсами;
    • планирование персонала проекта - определение порядка обеспечения проекта человеческими ресурсами;
    • планирование закупок в проекте - определение порядка и объема обеспечения проекта продукцией и услугами, приобретаемыми у сторонних организаций;
    • планирование реагирования на риски - определение основных рисков проекта и порядка работы с ними;
    • планирование обмена информацией в проекте - определение порядка обмена информацией между лицами, участвующими в реализации проекта и заинтересованными в результатах проекта;
    • планирование управления изменениями в проекте - определение порядка работы с изменениями в проекте.
  3. Процесс организации исполнения проекта - организация выполнения проекта согласно разработанным планам.
  4. Процесс контроля исполнения проекта - проверка соответствия процессов и продукта проекта установленным требованиям.
  5. Процесс завершения проекта - формальное закрытие проекта.
  6. Требования к управлению документами проекта - общие требования, предъявляемые к документообороту.

Помимо указанных разделов, ГОСТ описывает ключевые роли:

  • заказчик проекта - физическое или юридическое лицо, которое является владельцем результата проекта;
  • руководитель проекта - лицо, осуществляющее управление проектом и ответственное за результаты проекта;
  • куратор проекта - лицо, ответственное за обеспечение проекта ресурсами и осуществляющее административную, финансовую и иную поддержку проекта;
  • команда проекта - совокупность лиц, групп и организаций, объединенных во временную организационную структуру для выполнения работ проекта.

Практическая ценность и особенности применения

ГОСТ Р 54 869-2011 может использоваться с целью оценки соответствия управления проектом установленным в стандарте требованиям.

При этом в стандарте нет требований, обязательных для какого-то определенного вида проектов; нет требований к методам реализации процессов управления проектами, а также требований к предпроектной и послепроектной деятельности. Основным объектом для стандартизации должны выступать, по версии ГОСТа, результаты («выходы») процессов управления проектом.

Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами

Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами (National Competence Baseline, NCB, НТК) - стандарт, описывающий национальные требования, разработанные Российской ассоциацией управления проектами (СОВНЕТ) на основе стандарта ICB IPMA с учетом осуществленных разработок и накопленного опыта УП в России.

Российская национальная ассоциация управления проектами (СОВНЕТ) была создана в конце 1990 г., а в феврале 1991 г. вошла в состав IPMA.

Назначение

СОВНЕТ, как и другие национальные ассоциации, на основании двусторонних соглашений с IPMA получила право самостоятельно осуществлять сертификацию проектных менеджеров под эгидой IPMA. При этом СОВНЕТ разработала и утвердила собственную детальную документацию для сертификационной программы и Национальные требования к компетентности (НТК, NCB). При разработке НТК национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода действий для учета особенностей национальной культуры и достижений в области управления проектами .

Итак, назначение стандарта НТК в том, что он, так же как и ICB, определяет международные требования к компетентности специалистов по УП и является основой для их профессиональной сертификации. НТК - основа сертификационной программы России, которая реализуется сертификационным центром СОВНЕТ-СЕРТ в рамках национальной ассоциации УП.

Актуальная редакция НТК - 3.0, которая была введена в действие в сентябре 2010 г. взамен редакции 2.0, действующей с 1999 г.

Структура

На базе разработок и опыта СОВНЕТ совокупность возможных процессов управления проектами рассматривается в рамках активной комплексной кибернетической системы, включающей объекты, субъекты и процессы управления, получившей название «системная модель управления проектами» .

Системная модель представляет собой свернутые структуры («деревья»), включающие все элементы проектного управления, сгруппированные по трем блокам: объекты управления, субъекты управления, процесс управления. Все элементы модели «Глаз» ICB соотносятся с названными блоками системной модели управления проектами .

В НТК все элементы компетентности сгруппированы в соответствии с системной моделью и ICB в следующие четыре группы:

  1. Объекты управления и контекстуальная компетентность.
  2. Субъекты управления и поведенческая компетентность.
  3. Процессы управления и техническая компетентность.
  4. Базовая (общая) компетентность.

Визуализация полученной модели может быть сделана по аналогии с диаграммой компетентности «Глаз» ICB (рис. 3) и в дальнейшем будет называться «диаграмма компетентности «Глаз» НТК» .

Общее количество элементов компетентности (компетенций) в НТК равно 55. Соотношение содержания описания элементов компетентности в ICB и НТК сведены в таблицу 4.

Таблица 4. Соотношение содержания описания компетенций в ICB и НТК

Из дополнительных элементов компетентности четыре компетенции выделены в отдельную группу компетенций под названием «Базовая (общая) компетентность», которая в диаграмме компетентности «Глаз» НТК представлена «Зрачком» (рис. 3).

Рис. 3. Диаграмма компетентности «Глаз» НТК

Краткое описание

В НТК описаны 55 элементов компетентности (компетенций). Описание каждого элемента включает :

  1. ключевое определение - общее представление о компетенции;
  2. свод знаний - позволяет более детально описать назначение элемента компетентности в УП;
  3. возможные шаги процесса - минимальный набор технологических шагов применения элемента компетентности в процессе управления проектом;
  4. темы для изучения - разделы дисциплины «Управление проектами», описывающие детали вопросов, связанных с описываемым элементом компетентности;
  5. критерии оценки компетентности по уровням - критерии оценки, необходимые для проведения сертификации специалистов по каждому уровню;
  6. основные связи - перечисление других элементов компетентности, с которыми тесно связана описываемая компетенция.

НТК включает 10 элементов компетентности, входящих в группу «Объекты управления и контекстуальная компетентность» (таблица 5).

Таблица 5. Элементы, входящие в группу «Объекты управления и контекстуальная компетентность»

НТК включает 24 элемента компетентности, входящих в группу «Субъекты управления и поведенческая компетентность» (таблица 6).

Таблица 6. Элементы, входящие в группу «Субъекты управления и поведенческая компетентность»

НТК включает 17 элементов компетентности, входящих в группу «Процессы управления и техническая компетентность» (таблица 7).

Таблица 7. Элементы, входящие в группу «Процессы управления и техническая компетентность»

НТК включает четыре элемента компетентности, входящих в группу «Общая компетентность» (таблица 8).

Таблица 8. Элементы, входящие в группу «Общая компетентность»

Однако степень детализации описания элементов компетентности в НТК, так же как в ICB, недостаточна, чтобы положения стандарта можно было применять на практике. Поэтому предполагается, что для практического применения положения стандарта должны быть локализованы, а необходимые методы и инструменты подобраны или разработаны исходя из потребностей проектов в конкретной прикладной области.

Практическая ценность и особенности применения

Практическая ценность стандарта НТК в том, что он является:

  • основой для обеспечения терминологического единства в управлении проектами в России;
  • источником систематизированного описания модели, позволяющей определять потенциальные задачи управления проектами и развивать методы и средства решения этих задач;
  • основой для описания компетентности специалистов с учетом практики УП в России;
  • методологической основой, на которой можно создавать модели компетенций специалистов по УП для различных предметных областей и конкретных организаций в России;
  • источником для разработки различных образовательных программ подготовки специалистов по управлению проектами, повышения квалификации и развития компетентности в области управления проектами и проектной деятельностью компаний в России.

«По своему содержанию и информационной насыщенности НТК в настоящем его виде представляет собой российский свод знаний, информационных материалов по управлению проектами и может служить путеводителем в мир управления проектами, а также основой для последующей подготовки национальных стандартов и нормативных документов по управлению проектами» .