1 минутный менеджер. Одноминутный менеджер. Кеннет Бланшар, Спенсер Джонсон. Делайте одноминутные выговоры

Авито

Перед управляющими разных уровней постоянно встает вопрос, как сделать больше и качественнее за более короткое время, как повысить производительность, сохраняя при этом благоприятную обстановку в коллективе. И не каждому менеджеру удается построить хорошие отношения с коллективом, научиться работать слаженно и приходить к пониманию. Книга «Одноминутный менеджер», написанная Кеннет Бланшаром и Джонсоном Спенсером, предназначена для менеджеров, которые ищут пути улучшения результатов работы своей компании.

Книга построена в повествовательном ключе, поэтому читается легко и с увлечением. Она не похожа на обычное бизнес-пособие, но при этом, несмотря на небольшой объем, содержит массу полезной информации. Здесь нет ничего лишнего, все четко, логично, понятно. Авторы говорят о трех техниках, которые рекомендуется использовать каждому менеджеру в своей работе. Это позволит упростить решение задач и достижение целей, а также поможет наладить отношения с коллективом. Благодаря этому снизится уровень стресса, работа начнет приносить больше удовольствия. Книгу будет полезно прочитать не только менеджерам, но и подчиненным. Так же она будет полезна и многим другим людям, ведь выполнять функцию управляющего часто приходится и в обычной жизни, а не только на рабочем месте.

Произведение относится к жанру Экономика. Бизнес. Право. Оно было опубликовано в 1983 году издательством Попурри. Книга входит в серию "Бизнес". На нашем сайте можно скачать книгу "Одноминутный менеджер" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.93 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Перевел с английского П. А. Самсонов по изданию: THE ONE MINUTE MANAGER® by Kenneth Blanchard, Ph. D., Spencer Johnson, M. D., 1983.

© 1981, 1982 by Blanchard Family Partnership and Candle Communications Corporation

© Перевод. ООО «Попурри», 2001

© Оформление. ООО «Попурри», 2013

* * *

Одна из самых необычных книг в списке бестселлеров!

«New York Times»

Я раздал экземпляры этой книги своему начальнику, подчиненным, другим менеджерам, жене, близким друзьям. Она адресована всем – и это здорово!

Роберт Девис, бывший президент химической компании «Chevron»

Нужно ли вам одноминутное управление? Да!

«Working Woman»

«Одноминутный менеджер» оказал огромное воздействие на ведение дел в нашей компании. В ходе программ обучения и повышения квалификации мы преподаем излагаемые в этой книге принципы, чтобы они использовались в той ситуации, где взаимодействуют друг с другом два и более сотрудников. Это образец современного – и вечного – управленческого стиля.

Джозеф П. Вивиано, президент компании «Hershey Chocolate»

Даже по прошествии стольких лет я в свободную минуту беру с полки «Одноминутного менеджера», чтобы освежить свою управленческую технику. Я не знаю лучшего и более простого в использовании справочника по менеджменту.

Чарлз Ли, председатель и главный управляющий корпорации GTE

«Одноминутный менеджер» стал классикой литературы о бизнесе благодаря своей простоте и полноте объятия всех основных элементов продуктивных взаимоотношений между менеджером и его людьми. Всякий бизнесмен извлечет пользу из этой книги.

Джеймс Бродхед, председатель и главный управляющий корпорации «Florida Power and Light»

Критическое отношение к работе стало в наши дни ведущей техникой управления. Подход, предлагаемый Одноминутным менеджером, – поощрение хорошей работы – представляется куда более эффективным.

Дэвид Джонс, бывший председатель организации «The Joint Chiefs Staff»

Символ

Символ Одноминутного менеджера – изображение одной минуты на циферблате современных электронных часов – призван напоминать нам, что мы должны уделять хотя бы одну минуту в день на то, чтобы смотреть в лицо людям, которыми управляем. Мы должны понимать, что именно они – наши главные ресурсы.

Введение

В этой короткой истории мы познакомим вас со многим из того, что мы узнали о возможностях наилучшего взаимодействия между людьми, изучая медицину и науки о поведении. Под словом «наилучшие» мы понимаем такие отношения, в которых люди добиваются высоких результатов и при этом довольны собой, своей организацией и своими сотрудниками.

Аллегорический рассказ «Одноминутный менеджер» является простой компиляцией того, чему научили нас многие мудрые люди и чему мы научились сами. Мы признаем важность этих источников мудрости. И мы знаем также, что люди, которые работают под вашим началом, будут искать в вас свой источник мудрости.

Поэтому мы верим, что вы начнете применять почерпнутые из этой книги знания на практике, в повседневных вопросах управления, следуя рекомендации древнего мудреца Конфуция: «Суть знания в том, чтобы, имея его, использовать его».

Мы надеемся, что вам доставит удовольствие применение того, что вы узнаете от Одноминутного менеджера, и что вы сами и люди, которые работают с вами, в результате заживут более здоровой, счастливой и продуктивной жизнью.


Кеннет Бланшар , доктор философии

Спенсер Джонсон , доктор медицины

Поиски

Жил на свете смышленый молодой человек, который искал эффективного менеджера.

Он хотел работать на такого менеджера. Он хотел стать таким менеджером.

За много лет поисков он побывал в самых отдаленных уголках земли.

Он бывал в маленьких городках и в столицах могущественных держав.

Он беседовал со многими руководителями: с правительственными чиновниками и военными офицерами, с прорабами на стройках и директорами корпораций, с президентами университетов и администраторами фондов, с управляющими магазинов и ресторанов, банков и гостиниц, с мужчинами и женщинами, молодыми и старыми.

Он бывал в самых разных кабинетах: больших и маленьких, роскошных и убогих.

Он видел полный спектр того, как одни люди управляют другими.

Но ему не всегда нравилось то, что он видел.

Он повидал множество «суровых» менеджеров, чьи организации вроде бы процветали, в то время как работники страдали.

Некоторые из начальников считали их хорошими менеджерами.

Многие из их подчиненных думали иначе.

Бывая в кабинетах у таких «суровых» менеджеров, наш молодой человек спрашивал: «Каким менеджером вы бы себя назвали?»

Их ответы почти не отличались друг от друга.

«Я автократичный менеджер – я всегда контролирую ситуацию», – говорили ему. «Я менеджер, нацеленный на результат». «Твердый». «Реалистичный». «Думающий о прибылях».

Он встречался также с «приятными» менеджерами, чьи подчиненные процветали, в то время как компании терпели убытки.

Некоторые из подчиненных считали их хорошими менеджерами. Те, кому они сами подчинялись, сомневались в этом.

Задавая этим «приятным» менеджерам тот же самый вопрос, молодой человек слышал:

«Я демократичный менеджер». «Я менеджер-соучастник». «Менеджер-помощник». «Чуткий». «Гуманный».

Но он не был удовлетворен.

Создавалось впечатление, будто все менеджеры на свете заботятся либо только о результатах, либо только о людях.

Менеджеров, которые интересовались только результатами, часто именовали «автократичными», а менеджеров, которые заботились о людях, – «демократичными».

Молодой человек считал, что каждый из этих менеджеров – и «суровый» автократ, и «приятный» демократ – эффективны лишь отчасти. «Это все равно что быть менеджером наполовину», – думал он.

Он возвращался домой усталый и разочарованный.

Он мог бы давным-давно отказаться от своих поисков, но у него было одно важное преимущество. Он точно знал, что ищет.

«Эффективные менеджеры, – думал он, – управляют собой и людьми, с которыми они работают, так, чтобы их деятельность приносила пользу как организации, так и работникам».

Молодой человек искал эффективных менеджеров повсюду, но нашел лишь очень немногих. Да и те немногие, которых он нашел, не захотели делиться с ним своими секретами. Он уже начал думать, что, может быть, никогда не выяснит, что делает эффективного менеджера таковым.

Потом до него стали доноситься чудесные истории о каком-то особом менеджере, который – вот ирония судьбы! – жил в соседнем городе. Молодой человек гадал, правдивы ли эти истории и, если правдивы, захочет ли этот менеджер открыть ему свои секреты.

Объятый любопытством, он позвонил секретарше этого особенного менеджера, чтобы договориться о встрече. Секретарша сразу же соединила его с менеджером.

Молодой человек попросил менеджера принять его. Тот ответил: «В любое время на этой неделе, кроме утра в пятницу. Выбирайте сами».

Молодой человек усмехнулся про себя, решив, что этот якобы чудесный менеджер просто чокнутый. Где это слыхано, чтобы менеджер был так доступен в любое время? Но молодой человек все же решил повидать его.

Одноминутный менеджер

Когда молодой человек вошел в кабинет менеджера, тот стоял лицом к окну. Молодой человек кашлянул – менеджер повернулся к нему и улыбнулся. Он предложил молодому человеку сесть и спросил:

– Чем могу быть полезен?

Молодой человек ответил:

– Я хотел бы задать вам несколько вопросов о том, как вы управляете людьми.

Менеджер с готовностью заявил:

– Задавайте.

– Ну, для начала, насколько регулярно вы проводите совещания со своими подчиненными?

– Раз в неделю – по пятницам с 9 до 11. Вот почему я не мог вас принять в это время, – ответил менеджер.

– Что вы делаете на этих совещаниях? – продолжал молодой человек.

– Я слушаю, как мои люди анализируют достижения за минувшую неделю, обсуждают свои проблемы и решают, что им еще нужно выполнить. Потом мы разрабатываем план и стратегию на следующую неделю.

– Решения, принимаемые на этих совещаниях, обязательны для вас и ваших людей? – допытывался молодой человек.

– Разумеется, – ответил менеджер. – Иначе какой смысл их принимать?

– Значит, вы менеджер-соучастник? – спросил молодой человек.

– Нет, – ответил менеджер, – я не сторонник вмешательства в процессы принятия решений; мои люди делают это сами.

– Тогда в чем смысл этих совещаний?

– Я уже сказал. Молодой человек, пожалуйста, не вынуждайте меня повторяться. Это пустая трата моего и вашего времени. Мы сюда поставлены, чтобы получать результаты. Цель этой организации – продуктивность. Будучи организованными, мы способны достигать гораздо большей продуктивности.

– О, значит, вы осознаете необходимость продуктивности. Тогда вы менеджер, более ориентированный на результат, нежели на людей, – высказал предположение молодой человек.

– Нет! – воскликнул менеджер, заставив своего собеседника вздрогнуть. – Я слишком часто это слышу, – он поднялся на ноги и начал прохаживаться по кабинету. – Как можно получать результаты без людей? Я забочусь и о результатах, и о людях. Люди и результаты идут рука об руку.

– Вот, посмотрите на это, – менеджер протянул посетителю карточку. – Я всегда держу ее на столе как напоминание об одной практичной истине.

* * *

Люди, которые хорошо себя чувствуют, добиваются хороших результатов.

* * *

Пока молодой человек смотрел на карточку, менеджер продолжал:

– Сами подумайте. Когда вы работаете лучше всего? Когда хорошо себя чувствуете? Или когда плохо?

Молодой человек кивнул, начиная понимать очевидное.

– Я добиваюсь гораздо большего, когда хорошо себя чувствую, – ответил он.

– Конечно, – согласился менеджер. – И все люди так же.

Молодого человека осенила новая идея, и он поднял палец.

– Значит, – сказал он, – помогая людям хорошо себя чувствовать, мы добиваемся большей продуктивности.

– Да, – подтвердил менеджер. – Однако следует помнить, что продуктивность – это не только количество сделанной работы. Это еще и качество . – Он подошел к окну и произнес: – Молодой человек, идите сюда.

Он показал на движущиеся по улице автомобили и спросил:

– Видите, сколько иностранных машин на дороге?

– С каждым днем их становится все больше. Полагаю, они экономичнее и дольше служат, – ответил молодой человек.

Менеджер медленно кивнул и сказал:

– Точно. Так почему, вы думаете, люди покупают иностранные машины? Потому что американские производители изготавливают недостаточно автомобилей? Или потому, – продолжал без паузы менеджер, – что не изготавливают автомобилей того качества , которое хотят видеть американцы?

– Если вдуматься, – ответил молодой человек, – это действительно вопрос качества и количества .

– Конечно, – сказал менеджер. – Качество – это значит предоставлять людям те продукты или услуги, которые они действительно хотят иметь.

Менеджер стоял у окна, погрузившись в свои мысли. Он помнил еще не столь давние времена, когда его страна предоставляла технологии, помогавшие отстраивать Европу и Азию. И не переставал удивляться тому, как Америка отстала в продуктивности.

Молодой человек вернул менеджера к действительности.

– Я вспомнил рекламу по телевизору, – сказал он. – Там показывали иностранную машину и сверху плыли такие строки: «Если вы собираетесь покупать машину в рассрочку, не покупайте машину, которая не доживет до конца срока выплат».

Менеджер обернулся и промолвил:

– Боюсь, что это очень хорошее резюме. И в этом все дело. Продуктивность – это и количество, и качество.

Они сели на диван.

– И если говорить откровенно, наилучший путь к достижению обеих этих целей пролегает через людей.

Интерес молодого человека возрастал. Он спросил:

– Вы уже сказали, что не являетесь менеджером-соучастником. А как бы вы описали себя ?

– Это проще простого, – без колебаний ответил менеджер. – Я Одноминутный менеджер.

На лице молодого человека отразилось удивление. Он никогда не слышал об Одноминутном менеджере.

Менеджер рассмеялся:

– Я – Одноминутный менеджер. Я называю себя так потому, что мне нужно очень мало времени, чтобы добиваться от людей очень больших результатов.

Хотя молодому человеку приходилось беседовать со многими менеджерами, таких речей он не слыхивал. Одноминутный менеджер – человек, добивающийся хороших результатов за короткое время. В это было трудно поверить.

Видя сомнение на лице посетителя, менеджер сказал:

– Вы мне не верите? Вы не верите, что я Одноминутный менеджер?

– Должен признаться, мне это трудно даже вообразить, – ответил молодой человек.

Менеджер с улыбкой произнес:

– Послушайте, если вы действительно хотите узнать, какой я менеджер, вам лучше поговорить с моими людьми.

Менеджер наклонился над телефонным аппаратом и что-то сказал. Несколько мгновений спустя в кабинет вошла его секретарша, мисс Меткалф, и протянула молодому человеку лист бумаги.

– Здесь имена, должности и телефоны шести подотчетных мне людей, – пояснил Одноминутный менеджер.

– С которыми мне следует поговорить? – спросил молодой человек.

– Решайте сами, – ответил менеджер. Выбирайте любое имя. Поговорите с любым из них или со всеми.

– А с кого начать?

– Я уже сказал вам, что не принимаю решений за других людей, – твердо произнес менеджер. – Решайте сами.

Он встал и проводил посетителя к двери.

– Вы не единожды, а дважды попросили меня принять за вас очень простое решение. Откровенно говоря, молодой человек, я считаю это назойливостью. Не просите меня повторять то, что я уже говорил. Или приступайте, или продолжайте свои поиски в другом месте.

Посетитель был поражен. Он чувствовал себя очень неловко. Секундная пауза показалась ему целой вечностью.

Затем Одноминутный менеджер посмотрел молодому человеку в глаза и промолвил:

– Вы хотите узнать побольше об управлении людьми, и мне это нравится. – Он пожал своему гостю руку.

– Если после разговоров с этими людьми у вас останутся какие-то вопросы, – дружелюбно сказал он, – приходите еще. Я ценю вашу заинтересованность и желание научиться менеджменту. Мне на самом деле очень хочется подарить вам концепцию Одноминутного менеджера. Я сам когда-то получил ее в подарок, и она перевернула мою жизнь. Я хочу, чтобы вы поняли ее как следует. Если вам нравится эта идея, вы когда-нибудь сами сможете стать Одноминутным менеджером.

– Спасибо, – пробормотал молодой человек.

Он покинул кабинет менеджера в некоторой растерянности. Когда он проходил мимо секретарши, та понимающе произнесла:

– Судя по вашему растерянному виду, вы уже познакомились с нашим Одноминутным менеджером.

Молодой человек, все еще в некотором замешательстве, отозвался:

– Наверное.

– Я могу вам помочь, – сказала мисс Меткалф. – Я обзвонила этих шестерых его подчиненных. Пятеро из них здесь, и они согласились поговорить с вами. Возможно, вы лучше поймете Одноминутного менеджера, после того как побеседуете с ними.

Молодой человек поблагодарил ее, заглянул в список подчиненных и решил поговорить с тремя из них: мистером Тренелем, мистером Ливаем и миссис Браун.

Первый секрет: Одноминутные Цели

Войдя в кабинет мистера Тренеля, молодой человек увидел перед собой улыбающегося мужчину средних лет.

– Значит, вы уже побывали у старика. Славный человек, не правда ли?

– Кажется, да, – ответил молодой человек.

– Он вам сказал, что он Одноминутный менеджер?

– Конечно. А что, это неправда? – спросил молодой человек.

– Не могу сказать. Я его почти не вижу.

– Вы хотите сказать, что никогда не получаете от него помощи? – изумился молодой человек.

– Почти никакой, хотя мы беседуем, когда он поручает мне какую-то новую работу. Он это называет Одноминутной Целеустановкой.

– Одноминутная Целеустановка – что это? – спросил молодой человек. – Он мне говорил, что он Одноминутный менеджер, но об Одноминутной Целеустановке речи не было.

– Это один из трех секретов Одноминутного Управления, – ответил Тренель.

– Трех секретов? – переспросил молодой человек, сгорая от любопытства.

– Да, – подтвердил Тренель. – Одноминутная Целеустановка – первый из таких секретов, основа Одноминутного Управления. Видите ли, в большинстве организаций, если вы спрашиваете людей, чем они занимаются, а затем задаете тот же вопрос их начальству, вы слишком часто получаете два совершенно разных списка. В некоторых организациях, где мне приходилось работать, любая связь между тем, что я считал своими служебными обязанностями, и тем, какими их считал мой начальник, была чисто случайной. И я регулярно оказывался в неприятном положении, не сделав чего-то, – мне и в голову не приходило, что это моя работа.

– Здесь такого не бывает? – спросил молодой человек.

– Нет! – ответил Тренель. – Здесь такого не бывает. Одноминутный менеджер всегда четко дает понять, каковы наши обязанности и за что мы отвечаем.

– Как он это делает? – поинтересовался молодой человек.

– Эффективно, – с улыбкой ответил Тренель.

– После того как он сказал мне, что должно быть сделано, – принялся объяснять Тренель, – или после того как мы договорились о том, что необходимо сделать, каждая цель записывается, занимая не более одной страницы. Одноминутный менеджер считает, что цель и план ее достижения должны быть выражены не более чем 250 словами. Он настаивает, что всякий должен успеть прочитать это не более чем за минуту. Он берет себе экземпляр, я беру себе экземпляр, так что мы оба четко представляем себе, что нужно делать, и периодически отслеживаем процесс.

– У вас есть эти одностраничные положения для каждой цели?

– Надеюсь, на каждого человека приходится не так уж много этих страниц?

– Не много, – ответил Тренель. – Старик верит в правило «80/20». Это значит, что 80 % самых важных результатов получаются при достижении 20 % целей. Поэтому мы ограничиваем Одноминутную Целеустановку этими 20 %, то есть ключевыми сферами ответственности, так что получается всего от трех до шести целей. Разумеется, в каких-то особых случаях мы устанавливаем специальные Одноминутные Цели.

– Интересно, – произнес молодой человек. – Кажется, я начинаю понимать важность Одноминутной Целеустановки. Это своего рода философия «никаких сюрпризов»: каждый с самого начала знает, чего от него ожидают.

– Именно, – кивнул Тренель.

– Таким образом, Одноминутная Целеустановка – это просто определение круга обязанностей? – спросил молодой человек.

– Нет. Познакомив нас с тем, в чем состоит наша работа, менеджер всегда объясняет нам, в чем состоит хорошее ее выполнение. Иными словами, проясняет нам стандарты исполнения. Он показывает нам, чего ожидает от нас.

– Как он это вам показывает? – спросил молодой человек.

– Позвольте, я приведу пример, – предложил Тренель.

«Когда я только начинал здесь работать, одной из моих Одноминутных Целей была следующая: выявить проблемы исполнения и найти решение, которое изменило бы ситуацию.

Я понял, в чем состояла проблема, которую следовало решить, но что с ней делать, не знал. Поэтому я позвонил Одноминутному менеджеру. Когда он снял трубку, я сказал:

Сэр, у меня проблема .

Прежде чем я успел произнести еще хоть слово, он произнес:

Это хорошо! Ведь для решения проблем вас и наняли . – И на другом конце провода наступила гробовая тишина.

Я не знал, что делать. Молчание казалось мне оглушительным. Наконец я выдавил из себя:

– Но, сэр, я не знаю, как решить эту проблему.

Тренель, – сказал он, – одна из ваших задач – самому определять и решать свои проблемы. Но поскольку вы новичок, зайдите – поговорим .

Когда я зашел к нему, он сказал:

Расскажите, в чем ваша проблема, но только в поведенческих терминах.

В поведенческих терминах? – переспросил я. – Что вы имеете в виду?

Я имею в виду, – пояснил менеджер, – что я не хочу слушать об одних только установках и чувствах. Изложите происходящее в осязаемых, измеримых терминах.

Я постарался описать проблему наилучшим образом.

Он сказал:

Отлично, Тренель! Теперь расскажите мне, что вы хотите, чтобы произошло – опять же в поведенческих терминах.

Я не знаю, – сказал я.

– Тогда не отнимайте у меня времени, – отрезал он.

Я в изумлении застыл, не зная, что предпринять. Он милостиво нарушил молчание.

Если вы не можете сказать, что вы хотите, чтобы произошло, – сказал он, – у вас еще нет проблемы. Вы просто жалуетесь. Проблема существует только тогда, когда есть разница между тем, что фактически происходит, и тем, что вы хотите, чтобы происходило.

Будучи человеком сообразительным, я вдруг понял, что знаю, что мне хочется, чтобы происходило. Когда я сказал об этом Одноминутному менеджеру, тот предложил поговорить о том, чем могли быть вызваны расхождения между желаемым и действительным.

Он спросил:

– Ну и что вы собираетесь делать со всем этим?

Ну, я мог бы сделать А, – ответил я.

Если вы сделаете А, это будет именно то, что вы хотите, чтобы произошло? – спросил он.

Нет, – сказал я.

Тогда ваше решение никуда не годится. Что вы еще могли бы сделать?

– Я мог бы сделать В, – сказал я.

Но если вы сделаете В, случится ли то, что вы хотите, чтобы случилось? – снова спросил он.

Нет.

Я, наконец, понял.

– Значит, это тоже плохое решение, – сказал он. – Что еще вы можете сделать?

Я задумался на пару минут и сказал:

Я мог бы сделать С. Но если я сделаю С, то что я хочу, чтобы случилось, не случится, поэтому это тоже плохое решение, верно?

Да. Вы начинаете понимать , – сказал менеджер с улыбкой на лице. – Еще что-нибудь можете сделать?

Я, наверное, мог бы скомбинировать какие-то из этих решений, – сказал я.

Может, и стоит попробовать, – отреагировал он.

Точно! Если сделаю А на этой неделе, В – на следующей, а С – через две недели, все получится. Фантастика! Огромное вам спасибо. Вы решили мою проблему.

Он очень рассердился.

– Это не так, – перебил он меня, – вы решили ее сами. Я просто задал вам несколько вопросов – вопросов, которые вы сами могли себе задать. Теперь идите и начинайте решать свои проблемы в свое, а не мое время.

Я, конечно, понял, что он сделал. Он научил меня так решать проблемы, чтобы в будущем я мог это делать самостоятельно.

Потом он встал, посмотрел мне прямо в глаза и сказал:

– Вы молодец, Тренель. Помните, что в следующий раз вы уже решите проблему.

Помню, что, покидая его кабинет, я улыбался».

Тренель откинулся на спинку стула, и по лицу его было видно, что он заново переживает ту свою первую встречу с Одноминутным менеджером.

– Итак, – начал молодой человек, размышляя над тем, что только что услышал…


Одноминутные Цели: резюме

Одноминутная Целеустановка предельно проста:

1. Согласуйте свои цели.

2. Определите, какие действия представляются наилучшими.

3. Запишите каждую из своих целей таким образом, чтобы она уместилась на одной странице и использовала не более 250 слов.

4. Читайте и перечитывайте каждую из ваших целей, что всякий раз будет занимать у вас около минуты.

5. В дальнейшем каждый день уделяйте минуту на то, чтобы удостовериться, насколько быстро вы приближаетесь к той или иной цели.

6. Насколько ваше поведение соответствует вашей цели.

– Именно так, – воскликнул Тренель, – вы способный ученик.

– Спасибо, – сказал молодой человек, весьма довольный собой. – Но позвольте мне все это кратко законспектировать. Я хочу запомнить.

Некий молодой человек искал хорошего менеджера, чтобы работать с ним и учиться у него. Он говорил с менеджерами со всего света, но снова и снова убеждался в том, что есть жёсткие менеджеры, организации которых процветают, но работающие в них люди страдают, а есть мягкие менеджеры, подчинённые которых довольны, но организации страдают.

И вот однажды он услышал об одноминутном менеджере и отправился в его компанию, чтобы поговорить о его методе управления. Дальнейшее повествование построено в форме беседы молодого человека с одноминутным менеджером и его сотрудниками.

Основные идеи таковы.

Ставьте одноминутные цели

Если попросить сотрудников организации перечислить цели их деятельности, а потом спросить об этих же целях их руководителей, скорее всего, получаться два совершенно разных списка. Это связано с тем, что люди недостаточно хорошо знают, чего от них ожидают. Такое управление похоже на игру в боулинг с завязанными глазами - вы никогда не знаете где кегли, а попадания можете оценивать только по звуку, до тех пор, пока начальник не скажет вам о результатах.

Основной мотиватор - обратная связь. Людям нравится знать куда, как и насколько успешно они двигаются. Поэтому важно заранее чётко определить, в чём заключается работа каждого сотрудника и её качественное выполнение.

Для этого можно использовать карточки, на которых сотрудник после или во время разговора с менеджером записывает не более чем 250 словами цель и план её достижения. Копии этой карточки остаются у сотрудника и исполнителя. Тогда каждый из них за одну минуту сможет прочитать её и освежить в памяти задачу, а также отслеживать процесс. Исполнителям рекомендуется ежедневно перечитывать карточки и отслеживать свой прогресс в достижении цели.

В книге также задействовано правило 20/80. В данном случае для снижения трудозатрат на такое описание целей предлагается считать, что 80 % самых важных результатов получаются при достижении 20 % целей, и концентрировать внимание именно на этих 20 %.

Давайте одноминутные похвалы

Обычно руководители ругают своих сотрудников за то, что они делают неправильно. Так им легче показать себя. Поэтому идея ловить сотрудников на том, что они делают правильно, достаточно интересна. Суть в том, что если вы ругаете своих сотрудников, то они понимают как не надо делать, но не понимают как делать надо. А если хвалите, то они понимают, что двигаются в правильном направлении и постепенно развиваются.

В книге действенность похвалы для обучения приводится на нескольких примерах. Один из них - дельфин, который умеет прыгать через натянутый в воздухе канат. Конечно, дельфины не умеют делать этого от рождения. Их просто награждают (например, рыбой) за постепенное обучение. Сначала за то, что они проплывут над разложенным на дне бассейна канатом. Затем канат немного приподнимают, и награждают дельфина, только если он проплывает над канатом. И так далее до тех пор, пока канат не будет натянут над водой, а дельфин не научится через него прыгать.

То, что обычно менеджеры делают с сотрудниками, напоминает не только ожидание, что дельфин сразу прыгнет через натянутый над водой канат, но периодическое наказание его током за то, что он не прыгает.

Хвалить предлагается следующим образом. Не ждите, пока работник начнёт делать всю работу идеально от и до. Найдите хорошо сделанную часть работы и похвалите за неё. Делать это надо лично, сразу после завершения работы над задачей.

Сначала чётко объясните, что именно было сделано хорошо, как это поможет организации и её сотрудникам, затем сделайте паузу, чтобы дать сотруднику почувствовать, как вам приятно, после чего постарайтесь побудить его добиваться ещё больших результатов. При этом рекомендуется устанавливать контакт с человеком - касаться, пожимать руку и т. д.

Хвалить сотрудников надо именно за их работу, даже если в остальных областях дела идут неважно. Отмечается, что необязательно хвалить постоянно, со временем сотрудники привыкают сами подмечать свои достижения и хвалят себя сами.

Делайте одноминутные выговоры

Ещё одной важной частью являются одноминутные выговоры. Но при этом принципиально важно не задевать чувство достоинства сотрудника, не нападать на его личность, а критиковать его конкретный поступок.

Делать выговоры предлагается следующим образом. Предупреждайте человека заранее, что собираетесь недвусмысленно высказаться о его работе. Важно делать это сразу, а не копить эмоции, - тогда претензии представляются более справедливыми и понятными.

Как и при похвале, ругать надо сразу, лично - проверять факты, чётко говорить о том, что именно вас не устраивает, поддерживать визуальный и/или тактильный контакт, а также делать паузу, чтобы человек мог прочувствовать ваши слова. После этого дайте подчинённому понять, что вы уважаете и цените его, а единственная причина выговора - досадный проступок, которого он легко мог избежать. После этого о выговоре лучше не вспоминать - когда он завершён, он завершён навсегда.

Принципиально важно сначала критиковать, а потом хвалить. Если делать наоборот, эффект, скорее всего, не будет достигнут. Также важно дать человеку почувствовать, что за вашим выговором кроется больше заботы, чем упрёка.

Конечно, одноминутное управление - скорее метафора. Иногда эти задачи могу занимать больше времени. Но эта метафора говорит о том, что управление людьми - не такой сложный и трудоёмкий процесс, как считают многие.

Помимо трёх перечисленных основных идей, в книге встречается ещё несколько ценных мыслей. Приведём их отдельно.

  • Давайте людям работать самим, не пытайтесь влезть в их дела, пока они не попросят вашей помощи.
  • Учите сотрудников решать проблемы самим. Сделав это однажды, вы сможете в будущем передать им часть своей работы.
  • Важно не только количество, но и качество работы.
  • Люди, которые хорошо себя чувствуют, добиваются хороших результатов.
  • Уделяйте несколько минут в день на то, чтобы смотреть в лицо людям, которыми управляете. Вы должны понимать, что именно они ваши главные ресурсы.

Хочется отметить, что описанные методы универсальны и встречаются во многих подобных книгах, например, в рекомендациях по воспитанию детей.

Люди, которые хорошо себя чувствуют, добиваются хороших результатов

Что нужно сделать, чтобы люди работали продуктивно? Как заинтересовать человека работать с энтузиазмом? Есть разные люди с разными желаниями. Кому-то нужны деньги, кто-то хочет быть обеспечен с точки зрения социальных защит.

Книга Кеннета Бланшера делает упор на психологию человека, в ней изложен взгляд на то, как мотивировать на продуктивную работу за счет использования основных трех практик — постановки кратких цели, похвал и выговоров. Менеджер, практикующий эту методику, должен придерживаться принципа: «Самая лучшая минута, потраченная мною — это минута, потраченная на людей».

Люди рассматриваются как один из самых основных ресурсов организации, в который нужно вкладывать средства для развития и совершенствования. Развивая ресурс и применяя приводимую технику управления в организации, можно добиться колоссальных результатов как для самой компании в целом, для создаваемых ею продуктов, так и для внутреннего её фона — мотивации сотрудников, уменьшении текучести кадров, укреплении внутренних взаимоотношений. Как результат применения этой техники — высокая продуктивность и качество выполняемой работы.

Синергетика отношений менеджер — подчиненный

Ведь часики тикают, а время уходит . NA

Чтобы люди себя хорошо чувствовали, они должны знать то, как они работают и каких добиваются результатов. Сильнейший мотиватор для сотрудника — это получение обратной связи. Многие менеджеры практикуют обратную связь только в каких-то реперных точках — индивидуальные квартальные митинги, годовые митинги. Накапливают всё за какой-то продолжительный промежуток времени и выливают на подчиненного. С точки зрения Кеннета не имеет смысла ждать столько времени, чтобы сделать обратную связь и показать, где человек прав, а где нужно что-то менять. Ведь часики тикают, а время уходит. Что-то сделанное неправильно теряется в дебрях сделанной работы, увеличивается количество «костыльного» программного кода, мотивация падает, производительность людей снижается, ведь нет понимания того, насколько правильно человек двигается. Речь здесь не о достигаемых целях, а, в большей степени, о методах достижения цели. Нет синергетического эффекта между менеджером и подчиненным. Подчиненному необходимо каждый раз показывать в каком направлении он двигается, за счет обратной связи корректировать его, не оставлять человека одного для принятия решения об эффективности своей деятельности. В противном случае, он будет делать выводы самостоятельно. Таким образом, одним из главных мотиваторов является обратная связь — постоянное осознание сотрудником и менеджером сделанной работы.

Три кита Бланшера

Бланшар базирует свой подход на трех китах:

  • одноминутные цели;
  • одноминутные похвалы;
  • одноминутные выговоры.

Чтобы понять эффективность предложенного подхода, давайте рассмотрим основные цели и подход каждого из пунктов.

Одноминутные цели

Одноминутная Целеустановка является основным инструментом продуктивной работы, идет ли речь о сотруднике, который уже все умеет, или о сотруднике, который еще только учится . Кеннет Бланшар

Одноминутные цели — это образное понятие, которое включает следующие пункты:

  • цель должна быть понятна;
  • описание цели должно быть краткое и содержать не более 250 слов;
  • каждая цель фиксируется на отдельном «клочке» бумаге (в двух экземплярах, один забирает сотрудник, второй остается менеджеру);
  • прочтение не должно занимать больше одной минуты.

Процесс работы над одноминутными целями состоит из трех действий:

  • записать согласованную цель;
  • определить одно наиболее оптимальное решение, подходящее для цели;
  • ежедневный мониторинг целей и хода выполнения.

Для того, чтобы не забывать про процесс мониторинга целей, Кеннет держит у себя карточку: «Уделите минуту: рассмотрите свои цели, рассмотрите свои показатели, проверьте, соответствует ли ваше поведение вашим целям».

Подход Кеннета Блашара имеет тесную связь с agile подходами практикуемыми многими IT командами, где цели оформляются на карточках, имеют короткие и четкие формулировки и занимают меньше минуты на прочтение и понимание. Цели проверяются ежедневно, и синхронизируются с командной работой.

А предлагается ли что-нибудь для одноминутного менеджера связанное с ретроспективой или стендапами? Как оказалось, и здесь тоже есть они, ежепятничную синхронизацию можно назвать стендапом или недельной ретроспективой, где проверяются достигнутые цели и корректируются при необходимости действия сотрудников.

Одноминутные похвалы

Девиз: «Помогайте людям реализовать их потенциал. Ловите их на том, что они что-то делают правильно»

Похвала от менеджера решает сразу несколько важных задача. Первая — менеджер показывает, что разбирается в вопросе решаемом сотрудником, он не одинок, и его работа не пущена на самотек. Вторая — это мотивация сотрудника, которая выражена в психологической поддержке, дающая некий импульс, сподвигающий сотрудника к дальнейшим действиям.

Как показывает практика, в большинстве случаев менеджеры ловят подчиненных на том, что они сделали неправильно. И это отражается в неком негативе накапливающемся у каждого конкретного сотрудника. Полная противоположность — одноминутный менеджер, который ловит на правильно сделанных вещах. Одни из принципов, Кеннета — чем больше преуспевают ваши подчиненные, тем выше поднимаетесь вы сами по карьерной лестнице. Нужно хвалить не откладывая, потеряв момент, эффект будет в разы ниже. В случае, если неопытный человек не может выполнить то, чего от него ждут, менеджер должен не наказывать его, а вернуться к одноминутной целеустановке и удостовериться, что он понимает, что от него ожидают.

Алгоритм похвалы состоит из следующих пунктов:

  1. Хвалите людей сразу, не откладывая;
  2. Конкретно говорить в лицо, что было сделано правильно;
  3. Говорить, как это поможет организации или как это было вам приятно;
  4. Делаете паузу, чтобы дать сотруднику почувствовать, как вам приятно;
  5. Побуждаете сотрудника добиваться ещё больших успехов;
  6. Пожимаете руки или иным образом устанавливаете контакт, чтобы стало ясно, что вы поддерживаете его работу в организации.

Одноминутные выговоры

Если подчиненный допускает серьезную ошибку, неизбежно должен последовать Одноминутный Выговор

Основная идея: если подчиненный допускает серьезную ошибку, то неизбежно должен последовать одноминутный выговор . Обратная связь от менеджера должна последовать немедленно. Сотрудник должен понимать, что наступило время выговора, это не двусмысленные фразы, а четкое мнение о его работе. Выговаривать имеет смысл только за неверное действие. Выговаривая, вы должны сохранить сотруднику личность, никогда не должны задеваться чувства собственного достоинства человека, не унижать, устранив лишь неверное действие.

Алгоритм выговора состоит из следующих пунктов:

  • Выговаривать сразу после допущенной ошибки;
  • Говорить прямо в глаза, что конкретно сделано неправильно;
  • Сообщить, что вы чувствуете по поводу ошибки;
  • Секундная пауза, чтобы пришло осознание того, что чувствуете вы;
  • Пожимаете руку, говорите, что вы на его стороне;
  • Напоминаете, как вы высоко его цените;
  • Подтверждаете, что вы хорошо относитесь к сотруднику, но не к их работе в данной ситуации;
  • Понимаете, что когда выговор завершен, он заершен на всегда.

Подведем итог

На рисунке ниже приведена классическая схема субъект-объектного взаимодействия. В качестве субъекта будем рассматривать менеджера проектов, объекта – сотрудника.

С точки зрения системного подхода есть смысл раскрыть, какие процессы проходят в субъекте управления, чтобы стало более наглядно, чем руководствуется субъект, принимая те или иные решения. Овальными кружками обозначены глобальные задачи: планирование, учет фактов, учет отклонений. Процесс, как видно циклический и сильно зависит от обратной связи, которая поступает от объекта управления. Отсутствие связи разрывает процесс. Очевидно, что в условиях изменчивого внешнего мира, корректировка должна быть чуть ли непрерывной, в рамках условленных итеративных временных единицах.

Представленная схема – это классический управленческий цикл состоящий из 6-и операций, который применяется для проектирования системы управления организации и хорошо подходит для проектирования/моделирования подобных ситуаций, как рассмотрено в этом обзоре.

MindMap к книге

Книгу «Одноминутный менеджер» Кеннета Бланшара и Спенсера Джонсона я рекомендую слушателям моих тренингов. Всегда. Почему? На мой взгляд, данная книга имеет одно из наивысших значений Полезность/Объем. В данной статье я поделюсь конспектом книги, который у меня когда-то получился после прочтения.

Мы – не только наше поведение. Мы – люди, управляющие своим поведением.

Люди, которые хорошо себя чувствуют, добиваются хороших результатов.

Самая лучшая минута, потраченная мною, – это минута, потраченная на людей.

Каждый человек – потенциальный победитель. Некоторые люди маскируются под неудачников, не дайте их внешности обмануть вас.

Уделите минуту: рассмотрите свои цели, рассмотрите свои показатели, проверьте, соответствует ли ваше поведение вашим целям.

Три компонента – говорить людям, что они сделали неправильно, говорить им, что вы по этому поводу чувствуете, и напоминать им, какие они достойные люди и как вы цените их, приводят к замечательным улучшениям в поведении людей.

Если вы понимаете, что управляете людьми, а не их недавними поступками, – вы управляете успешно.

Когда прикасаетесь, не берите. Прикасайтесь к людям, которыми вы управляете, только когда вы даете им что-нибудь – сочувствие, моральную поддержку.

Качество – это значит предоставлять людям те продукты или услуги, которые они действительно хотят иметь.

Продуктивность – это и количество и качество. И если говорить откровенно, наилучший путь к достижению обеих этих целей пролегает через людей.

Одноминутная Целеустановка

Одноминутная Целеустановка – первый из таких секретов, основа Одноминутного Управления.

Видите ли, в большинстве организаций, если вы спрашиваете людей, чем они занимаются, а затем задаете тот же вопрос их начальству, вы слишком часто получаете два совершенно разных списка. В некоторых организациях, где мне приходилось работать, любая связь между тем, что я считал своими служебными обязанностями, и тем, какими их считал мой начальник, была чисто случайной. И я регулярно оказывался в неприятном положении, не сделав чего-то, – мне и в голову не приходило, что это моя работа. Здесь такого не бывает.

Одноминутный Менеджер всегда дает четко понять, каковы наши обязанности и за что мы отвечаем. После того как мы договорились о том, что необходимо сделать, каждая цель записывается, занимая не более одной страницы. Одноминутный Менеджер считает, что цель и план ее достижения должны быть выражены не более чем 250 словами. Он настаивает, что всякий должен успеть прочитать это не более, чем за минуту. Он берет себе экземпляр, я беру себе экземпляр, так что мы оба четко представляем себе, что нужно делать, и периодически отслеживаем процесс.

Правило «80/20»: 80% самых важных результатов получаются при достижении 20% целей. Поэтому мы ограничиваем Одноминутную Целеустановку этими 20%, то есть ключевыми сферами деятельности, так что подучается всего от трех до шести целей. Разумеется, в каких-то особых случаях мы устанавливаем специальные.

Одна из ваших задач – самому определять и решать свои проблемы. Если вы не можете сказать, что вы хотите, чтобы произошло – у вас еще нет проблемы. Вы просто жалуетесь.

Проблема существует только тогда, когда есть разница между тем, что фактически происходит, и тем, что вы хотите, чтобы происходило.

Постановка Одноминутных целей:

  1. Согласуйте свои цели.
  2. Определите, какие действия представляются наилучшими.
  3. Запишите каждую из своих целей таким образом, чтобы она уместилась на одной странице и использовала не более 250 слов.
  4. Читайте и перечитывайте каждую из ваших целей, что всякий раз будет занимать у вас около минуты.
  5. В дальнейшем каждый день уделяйте минуту на то, чтобы удостовериться, насколько быстро вы приближаетесь к той или иной цели.
  6. Насколько ваше поведение соответствует вашей цели.

Одноминутные Похвалы

Он сказал, что мне будет гораздо легче работать, если я буду знать его абсолютно четкое мнение о моей работе. Он сказал также, что желает мне успеха. Он хотел бы, чтобы я стал большим подспорьем для организации и радовался своей работе. Он сказал, что поэтому он будет стараться самым недвусмысленным образом давать мне знать, когда я работаю хорошо, а когда плохо. А потом предупредил меня, что поначалу это может быть не очень приятно для нас обоих.

Вскоре, после того как я приступил к работе, я заметил, что после Одноминутной Целеустановки менеджер оставался в тесном контакте со мной. Во-первых, он пристально следил за моей деятельностью. Казалось, он всегда неподалеку. Во-вторых, он заставлял меня вести подробные записи своего прогресса и присылать ему их.

У нас есть девиз: «Помогайте людям реализовать их потенциал. Ловите их на том, что они что-то делают правильно».

Когда он видит, что вы что-то сделали правильно, он подходит и кладет руку на плечо и дружелюбно касается вас – входит в контакт. Он говорит: «Чем больше преуспевают ваши подчиненные, тем выше поднимаетесь вы сами по карьерной лестнице». Когда он входит в контакт, это длится одно мгновение, но еще раз подтверждает, что мы с ним на одной стороне. После этого он смотрит вам прямо в глаза и в точности говорит вам прямо в глаза и в точности говорит вам, что вы сделали правильно и как ему это приятно.

Во-первых, я получаю похвалу сразу после того, как я что-то сделал правильно. Мне не приходится ждать ежегодного собрания, если вы понимаете, что я имею ввиду. Во-вторых, поскольку он четко конкретизирует, что я сделал правильно, я знаю, что он говорит искренне и действительно понимает, чем я занимаюсь. В-третьих, он последователен. Если я работаю хорошо и заслуживаю похвалы, он хвалит меня, даже когда в других областях дела идут неважно. Он может быть обеспокоен другими вопросами, но он реагирует на мои успехи, а не свои тревоги.

И я очень ценю это. Кроме того, через некоторое время вы сами начинаете себя ловить на чем-то хорошем и хвалить себя. Вы всегда думаете, за что бы он мог вас похвалить еще раз, и это подстегивает вас, даже когда его нет поблизости. Все очень просто. Я никогда в своей жизни не работал так интенсивно, как сейчас.

Одноминутная Похвала хорошо воздействует, когда вы:

  1. Говорите людям в лицо, что вы собираетесь высказать свое мнение об их работе.
  2. Хвалите людей, не откладывая.
  3. Конкретно говорите людям, что они сделали правильно.
  4. Говорите людям, как вам приятно то, что они сделали правильно, как это поможет организации и всем работающим в ней.
  5. Делаете паузу, чтобы дать им почувствовать, как вам приятно.
  6. Побуждайте их добиваться еще больших успехов.
  7. Пожимаете руки или иным образом устанавливаете контакт, чтобы стало ясно, что вы поддерживаете их работу в организации.

Одноминутный Выговор

Если я допускаю серьезную ошибку, неизбежно следует Одноминутный Выговор. Это третий секрет того, как стать Одноминутным Менеджером.

Узнав о моей ошибке, он сразу же приходит ко мне. Сначала он проверяет факты. Затем он может положить руку мне на плечо или просто обойти вокруг стола. Он смотрит мне прямо в глаза, и в точности говорит, что я сделала неправильно. Затем он дает мне понять, какие чувства это в нем вызывает: он рассержен, обеспокоен, разочарован или что-то еще.

– Как долго это длится? – спросил молодой человек.

– Примерно 30 секунд, но иногда мне это кажется вечностью.

Потом на несколько секунд наступает гробовое молчание, чтобы я прониклась тем, что он сказал. Он смотрит мне в глаза и дает понять, насколько компетентной он меня считает. Он делает все, чтобы я поняла, что единственная причина, по которой он сердится на меня, – его огромное уважение ко мне. Он говорит, что знает, насколько непохоже на меня. Он говорит, с какой радостью он предвкушает нашу очередную встречу, когда я уже буду знать, что он не приветствует повторение подобных ошибок.

Прежде всего, он обычно выговаривает мне сразу после того, как я что-то сделала неправильно. Во-вторых, он конкретно объясняет, что я сделала неправильно, так что я осознаю, что он полностью владеет ситуацией и что «выскользнуть» мне не удастся. В-третьих, он не нападает на меня лично – только на мой поступок, и мне не нужно уходить в глухую оборону. Я не пытаюсь оправдывать свои ошибки, сваливая вину на него или кого-то другого. И в-четвертых, он последователен. Это значит, что он выговаривает вам за что-то плохое, даже если все остальные его дела идут хорошо весь этот процесс занимает всего одну минуту. И когда он заканчивается, он заканчивается навсегда. Одноминутный Выговор длится недолго, но я гарантирую, что вы о нем не забудете и второй раз одну и ту же ошибку не совершите.

Одноминутный Выговор действенен тогда, когда вы:

  1. Заранее говорите людям, что вы собираетесь недвусмысленным образом высказать свое мнение об их работе.
  2. Выговариваете людям сразу же после допущенной ими ошибки.
  3. Говорите им, что конкретно они сделали неправильно.
  4. Недвусмысленно говорите им, что вы чувствуете по поводу их ошибки.
  5. На несколько секунд замолкаете, добиваясь полной и гнетущей тишины, чтобы они прочувствовали то, что испытываете вы.
  6. Пожимаете руки или иным образом даете понять, что вы на самом деле на их стороне.
  7. Напоминаете им, как высоко вы цените их.
  8. Подтверждаете, что вы хорошо относитесь к ним, но не к их работе в данной ситуации.
  9. Понимаете, что, когда выговор завершен, он завершен навсегда.