Основы менеджмента. Операционный бюджет: сущность и виды бюджетов В состав операционных бюджетов входит

Криптовалюта

Операционные бюджеты

К операционным относятся следующие бюджеты.

Бюджет продаж

показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода.

Производственный бюджет

отражает помесячный и поквартальный объемы производства (выпуска) по видам продукции и в целом по компании в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода.

Бюджет запасов готовой продукции

содержит информацию о запасах по видам продукции, по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях.

Бюджет запасов товаров, сырья и материалов

(основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей — ТМЦ) включает информацию о запасах по видам товарно-материальных ценностей по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях.

Бюджет прямых материальных затрат

(основных материалов и запасов товар но-материальных ценностей) содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях па начало бюджетного периода.

Бюджет прямых затрат труда

отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала на протяжении бюджетного периода в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, т.е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок.

Бюджет прямых производственных (операционных) затрат может составляться тогда, когда требуется более точный учет производственных (операционных — для торговых фирм и предприятий сферы услуг) расходов, которые могут быть отнесены к категории прямых (переменных) затрат.

Бюджет общепроизводственных (общецеховых) накладных расходов показывает расходы на заработную плату адменистративно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала, непосредственно занятого в данном бизнесе (цехе, структурном подразделении), арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие затраты (главным образом общецеховые расходы), связанные с функционированием данного бизнеса на протяжении бюджетного периода.

Бюджет управленческих расходов

содержит информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала в аппарате управления предприятия или фирмы, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие (главным образом общеорганизационные) расходы на протяжении бюджетного периода.

Бюджет коммерческих расходов

Бюджет накладных расходов содержит

информацию о прочих расходах предприятия, например об амортизации, уплате процентов за кредит и других общезаводских расходах на протяжении бюджетного периода.

Отличие бюджета общепроизводственных накладных расходов от бюджетов управленческих и коммерческих расходов по структуре и набору статей незначительно, и их форматы могут совпадать. Главное отличие состоит в том, что в первом случае все расходы можно подсчитать непосредственно для отдельного вида бизнеса (продукта, цеха, структурного подразделения), а во втором — те же самые затраты могут быть определены только для компании в целом.

Перейти на страницу:
1 2

Что такое Операционный бюджет | Operating Budget

Операционный бюджет англ. Operating Budget , являются тщательно детализированными бюджетами, которые составляются с целью управления текущими расходами.

Они отличаются от других типов составления бюджетных стратегий, которые могут включать позиции, учитывающие проведение будущих операций или дополнительные расходы, которые будут осуществляться вне рамок основного бюджета. Операционный бюджет должен гарантировать не только наличие средств, которые необходимы для непрерывного функционирования бизнеса, но и распределить их наиболее эффективным образом.

Практически любая организация проектирует и выполняет операционный бюджет. Независимо от размера компании составление этого типа бюджета помогает определить, какой размер дохода необходимо получить, чтобы продолжить вести деятельность на прежнем уровне.

Некоммерческие организации также составляют годовой бюджет, который отражает ожидаемую сумму пожертвований и других источников доходов, которые будут использоваться для покрытия расходов. Операционный бюджет может составляться даже домохозяйствами, поскольку он облегчает определение видов и размера ежемесячных расходов.

Операционный бюджет для бизнеса будет, главным образом, включать статьи расходов, которые возникают из месяца в месяц на постоянной основе. Например, они будут включать заработную плату сотрудников, а также сопутствующие расходы на социальный пакет, как, например, медицинское страхование. Бюджет будет также тщательно планировать производственные расходы, чтобы поддерживать непрерывное функционирование компании на таком уровне, который позволяет получать прибыль. Во многих случаях операционный бюджет учитывает и планирует платежи по долговым обязательствам, включая выплату процентов по кредитам.

Фундаментом при составлении операционного бюджета является оценка рабочей нагрузки, необходимой для поддержания операционной деятельности бизнеса. Это обычно представляется как полные рабочие единицы, идентифицированные по статьям затрат, которые связаны с операционной деятельностью. Структурирование бюджета на основе достоверной информации облегчает создание операционного бюджета Часто эта информация важна для решения задачи оптимального распределения денежных средств между различными подразделениями компании, чтобы они могли эффективно осуществлять свою деятельность.

Как и в случае с любым другим типом бюджета, в операционный бюджет время от времени могут вноситься поправки или осуществляться корректировки. Это может быть вызвано такими факторами, как изменение размера доходов, запуск новой линейки продуктов, открытие новых или закрытие старых подразделений, изменения в потребительском спросе и т.п. Поэтому в операционный бюджет обычно закладывается определенная степень гибкости, которая позволяет менеджерам по мере необходимости принимать решения об увеличении или сокращении некоторых статей расходов.

Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы:

· основные бюджеты (еще называют финансовыми);

· операционные бюджеты;

· вспомогательные бюджеты;

· специальные бюджеты.

Все эти бюджеты нужны для составления сводного производственного или основного бюджета (мастер-бюджета). При этом мастер-бюджет может быть разработан как для организации в целом, так и для отдельного бизнеса.

Основные бюджеты:

1. Сущность и назначение бюджетирования

1.1. Бюджетирование как управленческая технологи

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Планирование - особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и

нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций. Бюджет, будучи составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствие бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов могут включать результаты производительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитываются появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом. Бюджет как средство координации работы различных подразделений организации побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность с учетом интересов организации в целом.

Одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений. Роль системы управленческого учета и бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде Поставка товара или оказание услуги потребителю, который хочет их купить, не обязательно сопровождается их оплатой и отгруженная продукция превращается в выручку от реализации.

Бюджетная система выполняет контрольную функцию, определяя сферу ответственности руководителей различного уровня и соотнося ее с показателями бюджетов и смет. Финансовый контроль и оценка результативности несут при этом характер прямой и обратной связи. Сравнение бюджетных и фактически достигнутых показателей осуществляется контролем с обратной связью, а на сравнении бюджетных показателей с установленными организацией целями основан контроль с прямой связью. Через механизмы контроля с прямой и обратной связью строится система вознаграждения руководителей (премии, льготы и др).Следует отметить, однако, что для эффективной работы механизмов бюджетного контроля необходимо, чтобы система бюджетирования предполагала определенную свободу действий управленческого персонала без незамедлительных обвинений и санкций в случае кратковременных отступлений от бюджетных показателей.С помощью бюджетирования разрабатываются показатели (задания) для конкретных групп работников, что повышает их ответственность за результаты работы. Кроме того, участие сотрудников организации в составлении бюджетов и смет повышает мотивационный эффект. Однако бюджетно-ориентированный стиль оценки работы руководителей неприемлемым в условиях неопределенности.

Системой бюджетирования формируется финансовая осведомленность сотрудников организации. Они должны знать и четко представлять себе последствия своих действий, должны задумываться о том, что какие то другие, альтернативные решения могли бы быть более эффективны с точки зрения финансов.

Многие решения, оказывающие влияние на показатели бюджетного года, принимаются заранее как составляющие перспективного плана, который должен стать стартовой точкой для подготовки годового бюджета. Лица, отвечающие за подготовку бюджетов и смет должны получить от высшего руководства информацию об этом. Кроме того, они должны иметь информацию о возможных изменениях условий деятельности, поправках изменяющих цены, уровень инфляции, отраслевой спрос и выпуск продукции. В процессе представления информации руководителям основных направлений деятельности, отвечающим за подготовку отдельных разделов бюджетов и смет, необходимо давать указания о характере реагирования на возможные изменения экономической ситуации.Коммуникационная функция бюджетирования усиливается, когда процесс его осуществляется в виде комбинации информационных потоков, движущихся во встречных направлениях.

При реализации коммуникационной функции процесса бюджетирования следует иметь в виду, что она достаточно трудоемка и дорогостояща и, если затраты на нее будут выше чем ее достоинства, – она превратится в бюрократический тормоз.

Бюджетный период (продолжительность временного интервала охватываемого бюджетом) для стратегического бюджетирования составляет от 3 до 10 лет, для операционного – 1 год.

От того, какова миссия организации, ее главные и частные цели, зависят цели и задачи бюджетирования. При этом следует:

● четко сформировать главные финансовые и нефинансовые цели;

● выбрать показатели, с помощью которых можно контролировать достижение этих целей;

● определить задачи (обеспечивающие достижение главных целей), которые могут быть решены с помощью бюджетирования.

● Основные цели бюджетирования формируются следующим образом:

● выполнение функций инструмента планирования;

● осуществление контроля с прямой и обратной связью;

● оказание мотивирующего влияния на деятельность работников;

● формирование коммуникационной среды;

● обеспечение координации деятельности организации.

1.2. Виды бюджетов

Составными частями внутрифирменного бюджетирования являются:

а) технология (управленческая);

б) организация системы бюджетирования;

в) автоматизация.

При постановке внутрифирменного бюджетирования необходимо следовать основным его принципам:

● использование методологии бюджетирования, базирующуюся на западных принципах финансового менеджмента, адаптированную к российским условиям;

● создание корпоративных баз данных, основанных на сборе и обработке первичной документации, включая всю информацию бухгалтерской отчетности (и помимо нее) в более оперативном режиме, чем сроки отчетности;

● строгое следование принципам конфиденциальности.

Инструментом процесса бюджетирования являются бюджеты (планы, сметы). Их можно разделить на четыре основные группы:

● основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс);

● операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и др.);

● вспомогательные бюджеты (план капитальных вложений, кредитный план, бюджеты налогов);

● дополнительные (специальные) бюджеты (бюджет распределения прибыли, планы отдельных проектов и программ).

Все эти виды бюджетов необходимы для составления прогноза финансового состояния предприятия и для проведения план-фактного анализа.

Бюджетирование, как правило, начинается с разработки операционных бюджетов, среди которых обычно принято выделять следующее:

1. Бюджет продаж.

Бюджет продаж показывает объем продаж помесячный и поквартальный по видам продукции и по организации в целом в натуральных и стоимостных показателях. В нем представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей. Объем продаж является основой других бюджетов (смет).

2. Производственный бюджет (производственная программа);

Бюджет производства формируется помесячно и поквартально только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Его задача – обеспечение объема производства достаточного для удовлетворения покупательского спроса и создания экономически целесообразного уровня запасов.

3. Бюджет запасов готовой продукции.

Бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запасах по видам продукции, по организации в целом и по отдельным бизнесам внутри нее в натуральных и стоимостных показателях. Он может быть объединен с бюджетом производства, входить в его состав.

Бюджет запасов готовой продукции рассчитывается на начало и на конец бюджетного периода. На начало периода величина запасов устанавливается исходя из ожидаемых остатков на конец текущего (отчетного) года и включает:

– фактические или ожидаемые остатки готовых изделий на складе;

– продукцию отгруженную, по которой срок оплаты не наступил;

– продукция, не оплаченная в срок покупателями;

– продукция, находящаяся на ответственном хранении у покупателей.

4. Бюджет прямых материальных затрат.

Бюджет прямых материальных затрат формирует информацию о расходах для заготовления и приобретения товарно-материальных ценностей, необходимых для изготовления продукции, в расчете на единицу продукции и в целом по организации в натуральных и стоимостных показателях.

Содержит также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало и конец бюджетного периода.

Операционный бюджет и его состав.

Операционный бюджет - это система бюджетов, характеризующих затраты на производство, реализацию продукции, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производства и функциям управления предприятием.

Он включает:

1) бюджет продаж;

2) бюджет производства;

3) бюджет прямых затрат сырья и материалов;

4) бюджет прямых затрат труда;

5) бюджет переменных накладных расходов;

6) бюджет запасов сырья, готовой продукции;

7) бюджет управленческих и коммерческих расходов;

8) бюджет себестоимости реализованной продукции.

Операционные бюджеты необходимы для формирования натуральных и стоимостных плановых показателей, используемых для составления основных бюджетов.

Назначение операционных бюджетов заключается в планировании текущей деятельности. Различают следующие виды операционных бюджетов.

1. Бюджет продаж. В зависимости от производственных мощностей, поставленных целей на будущее, рынков сбыта рассчитывается плановый объем продаж исходя из прогнозируемого количества продукции и плановых цен. Расчеты производятся по видам продукции. Составление данного вида бюджета является обязательным для всех предприятий. Формы его на различных предприятиях могут отличаться друг от друга в зависимости от специфики.

2. Бюджет производства. Рассчитывается плановый объем производства. За основу принимается бюджет продаж и остатки готовой продукции. Расчет данного вида бюджета необходим для формирования производственной программы.

3. Бюджет прямых затрат материалов и сырья. Рассчитывается на основе норм расхода материалов на единицу производимой продукции, прогнозных данных бюджета производства остатков сырья и материалов на складах, рыночных цен. В данном бюджете формируется объем закупок материально-технических ресурсов. Данные формируются как в денежном, так и в натуральном выражении. Этот вид бюджета характерен для производственных и строительных предприятий.

4. Бюджет прямых затрат труда. Рассчитывается общий объем затрат на привлечение трудовых ресурсов. Исходные данные: бюджет производства.

Используется система нормирования труда.

5. Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по накладным расходам с разбивкой по статьям: амортизация, электроэнергия, расходы на страхование и т. д.

6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Рассчитывается на основе данных об остатках сырья и материалов в натуральных единицах, запасов готовой продукции, о ценах и себестоимости. В организациях с длительным производственным циклом может составляться бюджет незавершенного производства наряду с бюджетом запасов или вместо него. В строительных организациях по аналогии может также составляться бюджет незавершенного строительства.

7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка постоянных расходов. Состав же по статьям зависит от многих факторов, в том числе и от специфики деятельности предприятия.

8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. Рассчитывается на основании предыдущих операционных бюджетов на основе методики исчисления себестоимости, утвержденной на предприятии.

Финансовый бюджет и его состав.

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде.
Финансовый бюджет (financial budget) используется для анализа финансовых условий подразделения с помощью анализа соотношения активов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности.
Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.

С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:

Объем продаж и общая прибыль;

Себестоимость продаж;

Процентное отношение доходов и расходов;

Общий объем инвестиций;

Использование собственных и заемных средств;

Срок окупаемости вложений и др.

В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).

Билет № 14

Взаимосвязи операционного и финансового бюджетов с позиции отражения бизнес-процессов. 2.Взаимосвязи операционного и финансового бюджетов с позиции полноты информации необходимой для расчета бюджетов.

Система бюджетирования любого предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных операционного, инвестиционного и финансового бюджетов. Операционный бюджет состоит из бюджетов продаж, производства, закупок и др., инвестиционный - из бюджетов капиталовложений, реализации внеоборотных активов, инвестиционных поступлений. В финансовый бюджет обычно включают бюджет движения денежных средств, бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов) и прогнозный баланс. Сводный бюджет, который включает финансовый, операционный и инвестиционный бюджеты, часто называют мастер-бюджетом.

При разработке системы бюджетирования следует учитывать не только виды составляемых бюджетов, но и взаимосвязь между ними, а также последовательность их формирования. Совокупность всех бюджетов и порядок их составления принято называть бюджетной моделью

Как правило, процесс формирования бюджета начинается с составления бюджета продаж. На основании этого бюджета определяется производственная программа предприятия, а также потребность в производственных мощностях, персонале, сырье и материалах, рассчитываются затраты на содержание обслуживающих подразделений. На следующем этапе формируются бюджет себестоимости производимой продукции, бюджет закупок и другие бюджеты, входящие в состав операционного бюджета. На основе данных операционного бюджета создается финансовый бюджет.

Билет № 15

Модели основного бюджета.

Основной бюджет (master budget) суммирует цели всех подразделений организации, ответственных за сбыт, производство, НИОКР, маркетинг, обслуживание потребителей, финансы.

В основе бюджетирования лежит общий (главный) бюджет, который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для предприятия в целом. Он состоит из оперативного и финансового бюджетов.

Основной бюджет — это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей.

Основной бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов:

· Прогноза отчета прибылей и убытков

· Прогноза отчета о движении денежных средств

· Прогноза балансового отчета

Процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные части:

Операционный бюджет состоит из:

· Бюджета реализации

· Бюджет производства

· Бюджета производственных запасов

· Бюджета прямых затрат на материалы

· Бюджета общепроизводственных расходов

· Бюджета прямых затрат на оплату труда

· Бюджета коммерческих расходов

· Бюджета общехозяйственных расходов

· Бюджета прибылей и убытков

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

Финансовый бюджет состоит из:

· Инвестиционного бюджета

· Плана денежных потоков

Прогнозного баланса

Процесс планирования следует начинать с плана продаж.

Остальные планы должны строиться на базе этого плана и с учетом достижения запланированных стратегических показателей.

Предыдущая1234567891011Следующая

Для того чтобы выполнить расчет операционных бюджетов предприятия необходимо подготовить следующие бизнес прогнозы:

На данном этапе необходимо составить перечень цен по основным статьям бюджета предприятия: готовая продукция; сырье и материалы; энергетика и т.д., а также охарактеризовать прогнозные колебания стоимости вышеуказанных бюджетных статей.

Наиболее важная задача этапа - определение ценовой политики предприятия, которая должна предусматривать ориентацию на выявление и укрепление его положения на рынке, на последовательное выполнение функций управления процессом коммерческой деятельности и всемерное использование современных методов хозяйствования и средств управления.

Максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;

Максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств);

Максимизации рентабельности всех активов предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств);

Стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, то есть доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке (эта цель может приобретать особое значение для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объемов продаж);

Достижение наиболее высоких темпов роста продаж.

2. Курсы валют и инфляция

В финансовом менеджменте постоянно приходится считаться с фактором инфляции, которая с течением времени обесценивает сто-имость находящихся в обращении денежных средств.

Влияние инфляции сказывается на многих аспектах финансо-вой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит отно-сительное занижение стоимости отдельных материальных активов, ис-пользуемых предприятием (основных средств, запасов товарно-мате-риальных ценностей и т.п.); снижение реальной стоимости денежных и других финансовых его активов (дебиторской задолженности, нерас-пределенной прибыли, инструментов финансового инвестирования и т.п.); занижение себестоимости производства продукции, вызываю-щее искусственный рост суммы прибыли и приводящее к росту налого-вых отчислений с нее; падение реального уровня предстоящих доходов предприятия и т.п. Особенно сильно фактор инфляции сказывается на проведении долгосрочных финансовых операций предприятия.

Стабильность проявления фактора инфляции и его активное воздействие на результаты финансовой деятельности предприятия определяют необходимость постоянного учета влияния этого факто-ра в процессе финансового менеджмента.

4. Складские запасы и незавершенное производство

Цель данного этапа - определить целесообразность обеспечения остатков на складах по любому наименованию соответствующих бюджетных статей, необходимых для стабильной работы предприятия, а также определить объем ресурсов, отвлекаемых в незавершенное производство.

Кроме нормируемых запасов необходимо спрогнозировать объем ресурсов, которые будут на складах на начало планового периода.

Потребность предприятия в нормируемых запасах оборотных средств в течение производственного цикла рассчитывается по следующей формуле:

Р о = Н з + Н нп +Н гп,

где Н з - нормативная потребность в материалах;

Н нп - норматив незавершенного производства;

Н гп - норматив готовой продукции;

Нормирование материалов.

Норматив оборотных средств по запасам сырья, основных ма-териалов и покупных полуфабрикатов исчисляется на основании их среднего однодневного расхода (Р) и средней нормы запаса в днях.

Однодневный расход определяется путем деления затрат на определенный элемент оборотных средств на 90 дней (при рав-номерном характере производства -- на 360 дней).

Средняя норма оборотных средств определяется как средне-взвешенная величина исходя из норм оборотных средств на от-дельные виды или группы сырья, основных материалов и покуп-ных полуфабрикатов и их однодневного расхода.

Норма оборотных средств по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в текущем (Т), страховом (С), транспортном (М), технологическом (А) и подго-товительном (Д) запасах.

Текущий запас -- основной вид запаса, необходимый для бес-перебойной работы предприятия между двумя очередными постав-ками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок материалов по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено постав-кой материалов несколькими поставщиками и в разные сроки.

Страховой запас -- второй по величине вид запаса, который создается на случаи непредвиденных отклонении в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местопо-ложения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.

Транспортный запас сознаётся в случае превышения сроков гру-зооборота в сравнении со сроками документооборота на предпри-ятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.

Технологический запас создается в случаях, когда данный вид сырья нуждается в предварительной обработке, выдержке для придания определенных потребительских свойств. Этот запас учитывается в том случае, если он не является частью процесса производства. Например, при подготовке к производству некото-рых видов сырья и материалов необходимо время на подсушку, разогрев, размол и т.д.

Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования производственных запа-сов. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавли-ваются по каждой операции на средний размер поставки на осно-вании технологических расчетов или посредством хронометража.

Норматив оборотных средств в запасах сырья, основных ма-териалов и покупных полуфабрикатов (Н), отражающий общую потребность в оборотных средствах по этому элементу производ-ственных запасов, исчисляется как сумма норм оборотных средств в текущем, страховом, транспортном, технологическом и подго-товительном запасах. Полученная общая норма умножается на однодневный расход по каждому виду или группам материалов.

Н з = Р * (Т+ С+ М + А + Д).

В производственных запасах нормируются также оборотные средства в запасах вспомогательных материалов, топлива, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.

Нормирование незавершенного производства

Величина норматива оборотных средств в незавершенном производстве зависит от четырех факторов: объема и состава про-изводимой продукции, длительности производственного цикла, себестоимости продукции и характера нарастания затрат в про-цессе производства.

Объем производимой продукции непосредственно влияет на величину незавершенною производства: чем больше производит-ся продукции при прочих равных условиях, тем больше будет раз-мер незавершенного производства. Изменение состава произво-димой продукции по-разному влияет на величину незавершенно-го производства.

5. Производственные мощности предприятия

Основное назначение данного этапа - характеристика производственной специфики предприятия: определение максимальных возможностей по выпуску продукции в зависимости от мощностей используемого оборудования (откорректированных с учетом планируемых остановок), а также пересечения технологических маршрутов отдельных видов изделий (конкурирующих продуктов).

Производственная мощность предприятия (цеха или производ-ственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном ис-пользовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.

Производственные мощности можно рассматривать с различ-ных позиций, исходя из этого, определяют

Теоретическую мощность;

Макси-мальную мощность;

Экономическую мощность;

Практическую мощность.

Теоретическая (проектная) мощность характеризует макси-мально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Она определяется как предель-ная часовая совокупность мощностей средств труда при полном годовом календарном фонде времени работы в течение всего срока их физической службы. Этот показатель используется при обо-сновании новых проектов, расширения производства, других ин-новационных мероприятий.

Максимальная мощность -- теоретически возможный выпуск продукции в течение отчетного периода при обычном составе ос-военной продукции, без ограничений со стороны факторов труда и материалов, при возможности увеличения смен и рабочих дней, а также использовании только установленного оборудования, го-тового к работе. Данный показатель важен при определении ре-зервов производства, объемов выпускаемой продукции и возмож-ностей их увеличения, наращивания.

Главный бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджетов.

В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.

Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты:

Производства;

Закупки и использования материальных запасов;

Трудовых затрат;

Общепроизводственных расходов;

Административно-управленческих расходов;

Коммерческих расходов.

Разработка операционного бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели организации: объем производства, себестоимость, прибыль и др.

Бюджет продаж - это план по товарному ассортименту и объему продаж каждой номенклатурной позиции, который является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов.

Данный бюджет является основой для составления всех остальных бю д жетов. Так, на его базе составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлении за реализованную продукцию. Смета расходов организации также зависит от полученных доходов и объемов производства. Поэтому бюджет продаж должен быть тщательно продуман и подготовлен, так как в случае его неточною составления все другие сметы и финансовые результаты деятельности организации будут заведомо содержать неверную и ненадежную информацию.

Для подготовки этого бюджета используются различные способы опенки спроса на производимую организацией продукцию, например, экспертные оценки специалистов отдела сбыта, статические прогнозы па основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; эконометрические модели и методики, на основе которых определяются способы прогнозирования объемов продаж. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.

Таким образом, бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов.

Планирование объемов производства включает определение товарного выпуска и валового выпуска.

Объем производства и объем валового выпуска определяются по следующим формулам:

Q = Q пр + О гп К - О гп Н

где Q - объем производства; Q пр - объем продаж; О гп К остатки на конец периода; О гп Н – остатки на начало периода.

ВВ = ТВ + НЗП К - НЗП Н,

где ВВ - валовой выпуск; ТВ - товарный выпуск; НЗП К - незавершенное производство на конец периода; НЗП Н - незавершенное производство на начало периода.

На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в основных материалах и трудовых затратах. Такой расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы изделия.

Для составления бюджета закупок необходимо дополнительно рассчитать потребность организации во вспомогательных материалах. Расчет осуществляется на основе анализа внутренней производственной статистики прошлых периодов с целью определения ставки начисления, характеризующей соотношение расхода вспомогательного материала с показателем объема деятельности или отдельной статьи прямых затрат в физическом выражении.

Потребность во вспомогательных материалах для хранения, отгрузки и сбыта продукции может рассчитываться на основе калькуляции ставок начисления. В качестве базы начисления используют показатели физического объема реализации.

Затем калькулируется общая потребность организации в материалах путем суммирования плановых величин расхода материалов на основные и вспомогательные цели и составляется проект бюджета закупок с учетом начального остатка запасов материалов на складе и целевого конечного остатка запасов материалов:

Для получения бюджета закупок в стоимостном выражении нужно количество закупаемых материалов умножить на планируемые цены закупки.

Следующим этапом является определение себестоимости списания материалов в хозяйственную деятельность и составление бюджета прямых материальных затрат и бюджета прямых затрат.

Расчет плановой себестоимости осуществляется на основе принятых в организации методов списания материалов в производство: по средневзвешенной себестоимости; ФИФО, по себестоимости единицы материалов.

На основе полученной величины себестоимости списания в производство и потребности в основных материалах калькулируется бюджет прямых материальных затрат.

Бюджет прямых затрат составляется путем объединения бюджетов прямых материальных затрат и прямых затрат труда.

В данном бюджете представлены затраты труда в часах, необходимые для производства запланированного объема продукции, и планируемые расчетные расходы на оплату производственного труда.

Помимо составления бюджета прямых затрат, необходимо составить бюджет общепроизводственных расходов. Основными методами планирования общепроизводственных расходов являются:

♦ калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);

♦ технологическое нормирование (затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности и площади производственных помещений);

♦ сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);

♦ расчетные методы (например, амортизация производственных помещений).

Бюджеты прямых затрат и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.

Составление бюджета переменных коммерческих расходов производится на основе определения плановой ставки начисления по отдельным показателям объема продаж. В качестве баз начисления обычно выбираются показатели тех сторон сбытовой деятельности, которые определяют возникновение данной статьи коммерческих расходов.

Затем составляется бюджет постоянных расходов, основой составления которого является сметное планирование в разрезе подразделений организации, контролирующих соответствующие расходы.

На основе запланированных величин расходов определяется себестоимость продажи продукции, что в совокупности с рассчитанной себестоимостью производства позволяет определить конечные финансовые результаты и составить проект отчета о прибылях и убытках.

Операционный бюджет (план) прибылей и убытков в наиболее общем виде включает в себя следующие показатели:

1. Выручка от продаж.

2. Себестоимость продаж.

3. Валовая прибыль (п. 1 – п. 2).

4. Коммерческие расходы.

5. Управленческие расходы.

6. Прибыль (убыток) от продаж (п. 2 – п. 4 – п. 5).

Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.

С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:

Объем продаж и общая прибыль;

Себестоимость продаж;

Процентное отношение доходов и расходов;

Общий объем инвестиций;

Использование собственных и заемных средств;

Срок окупаемости вложений и др.

В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).

В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений. При составлении проекта бюджета инвестицийорганизации исходят из планов по обновлению парка оборудования и возможному капитальному строительству. Расходы по подобным инвестиционным проектам определяются на основе смет с учетом реального выполнения графика основания средств на начало бюджетного периода.

После составления инвестиционного бюджета организация может составить бюджет движения денежных средств (прогноз денежных потоков), в котором прогнозируется поступление и выбытие денежных средств. Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимых для составления прогнозного бухгалтерского баланса, а также выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Составление этого типа бюджета является важным этапом в планировании. Разработка бюджета денежных средств или кассовой консолидированной сметы организацией преследует одну цель – обеспечение денежными средствами для покрытия всех необходимых расходов в этой организации. Для этого используются фактически все ранее подготовленные сметы. Данный бюджет разрабатывается на год, квартал, месяц, неделю и может быть рассчитан даже на день. Так как существует некоторая степень неопределенности, особенно в поступлении денежных средств за реализованную продукцию, в этом бюджете допускаются некоторые пределы погрешности, поэтому бюджет подлежит частым и значительным корректировкам. Тем не менее, кассовая смета, в частности, годовая или квартальная, помогает принять решение о привлечении банковских кредитов в случае нехватки денежных средств или об инвестициях в случае превышения текущих потребностей организации. При этом принимается во внимание следующее:

♦ осуществляет ли организация торговлю или нет;

♦ на основе данных прошлых периодов были ли безнадежные долги, которые следует учитывать в бюджете при прогнозировании поступления выручки за проданную продукцию;

♦ сроки погашения полученных кредитов и выплаты процентов по ним;

♦ сроки выплаты заработной платы;

♦ сроки осуществления расчетов с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности.

Элементами бюджета денежных средств являются:

♦ поступления денежных средств: от продажи продукции, своих активов, получения займов;

♦ выплаты денежных средств за закупки материалов, в качестве оплаты труда, в счет погашения управленческих и коммерческих расходов, в счет уплаты налогов и сборов, расходы по процентам, возврат займов.

Последним шагом в процессе подготовки главного (сводного) бюджета является разработка прогнозного бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении ). Он отражает структуру активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1.

Расчет ожидаемого бухгалтерского баланса по состоянию на конец планируемого периода позволяет оценить те изменения, которые произойдут с имуществом организации и его источником в результате хозяйственных операций планируемого периода.

Составление подробного сводного бюджета является серьезным подспорьем для собственников организации в обеспечении контроля за эффективностью использования инвестированных в нее средств. Сводный бюджет также важен и для непосредственных руководителей организации. Он позволяет четко определить цели и задачи, стоящие перед ними, на планируемый период и контролировать ход выполнения производственной программы, процесс формирования доходов и расходов, состояние расчетов и платежей.

Операционный бюджет – документ, содержащий схему доходов и расходов предприятия. Его составляют несколько статей, которые характеризуют группы затрат и поступлений средств. В зависимости от специфики работы бюджет организаций будет различаться. В статье рассмотрим, что такое операционный, финансовый бюджеты, их состав и предназначение.

Понятие бюджета, виды операционных смет на предприятии

Бюджет – это план, который подробно характеризует доходы и расходы предприятия. Его составляют как для отдельных подразделений, так и для всей организации в целом. Это необходимо для того, чтобы четко ориентироваться на показатели затрат и финансовых результатов. В целях наиболее полного отражения информации и удобства ее использования, различают разные виды планов. Но вне зависимости от направленности деятельности предприятия формируют общий бюджет. Его составляют блоки отдельных финансовых планов, скоординированные в одно целое.

Разработку общей картины расходов и доходов предприятия начинают с формирования операционного бюджета. Он напрямую зависит от направленности деятельности предприятия и может включать в себя следующие планы:

  • продаж – присутствует в общей смете любой компании, является основой для других бюджетов, показывает поквартальный и помесячный объем продаж в целом по предприятию и по каждому виду продукции в натуральных и стоимостных показателях;
  • запасов готовых изделий, товаров – содержит данные о запасах ТМЦ по подразделениям и предприятию в целом, нередко его объединяют с производственным бюджетом;
  • производства (в т. ч. по отдельным видам затрат: труда, прямых материальных, накладных);
  • расходов управленческих – содержит информацию об административных затратах;
  • расходов коммерческих – объединяет затраты по реализации продукции (реклама, транспортные услуги, комиссионные сборы и прочее);
  • производственных расходов – позволяет вычислить производственную себестоимость изготовленной продукции.

Состав операционного бюджета – выбор отдельной организации. При его определении стоит помнить, что сметы в его структуре являются источником информации для бюджетирования.

Характеристика бюджета продаж

Первым шагом в создании общего плана доходов и расходов предприятия является разработка сметы продаж. Это операционный бюджет, который содержит информацию о предполагаемых объемах реализации, стоимости продукции и доходах. Чтобы правильно сформировать показатели, необходимо постоянно анализировать и изучать рынок, чем обычно занимается отдел маркетинга.

В процессе составления бюджета реализации специалисты решают вопросы о том, какие категории продукции будут выпускаться, а также каковы их объемы и стоимость продаж. Учитывается и процент покрытия расходов в текущем и последующих месяцах. Рассматривается необходимость планирования безнадежной задолженности.

Операционный бюджет продаж должен соответствовать следующим требованиям:

  • отражен квартальный или месячный объем реализации в стоимостных и натуральных показателях;
  • его формирование происходит на основании категорий покупателей, сезонности и географии продаж, спроса на изделия;
  • включает в себя размер ожидаемого денежного потока от реализации;
  • прогноз выручки от продаж содержит коэффициенты инкассации, которые информируют о соотношении оплаченной в текущем/последующем месяце продукции и безнадежной задолженности.

При составлении бюджета продаж применяют такие понятия, как выручка, прибыль, затраты. Последние подразделяют на переменные и постоянные. Переменные затраты изменяются в прямой пропорциональности к динамике производства продукции. Иными словами, чем больше выпущено изделий, тем больше возникло переменных расходов. Сюда можно отнести оплату материалов и сырья, труда и социальных отчислений работникам и т. п. Постоянные же затраты не зависят от объемов производства. К ним относят, например, амортизацию, арендные платежи, управленческие расходы.

Составление бюджета продаж

Смету формируют в стоимостных и натуральных показателях по кварталам или месяцам. Натуральные величины высчитывают с учетом сезона продаж, а стоимостные - в зависимости от уровня инфляции или изменений курсов валюты. Операционный бюджет реализации составляют по следующему алгоритму:

  1. Рассчитать плановые объемы продаж в натуральных измерителях по каждому виду продукции и групп клиентов.
  2. Рассчитать и произвести учет плановых остатков на складах в пределах их минимально допустимого объема.
  3. Определить закупочные и реализационные цены с учетом инфляции, размер плановой реализации с учетом сезонности (сумма прироста/снижения и показателей продаж предыдущего месяца).
  4. Вычислить планируемый объем закупаемого товара, используя формулу: Об = Об п + О к – О н, где Об п – планируемый объем продаж, а О к и О н – остатки на складе на конец и начало периода соответственно.
  5. Определить объем продаж за месяц для каждого вида продукции по установленным ценам.
  6. Вычислить динамику сбыта и динамику цен на период составления бюджета.
  7. Определить годовой объем продаж по месяцам и продуктам периода.

Экономисты считают целесообразным одновременно с формированием сметы продаж составлять план коммерческих расходов. Это объясняется тем, что составляют их одни и те же специалисты, используя взаимосвязанные показатели.

Бюджет коммерческих расходов

Затраты на продвижение продукции напрямую связаны с объемом продаж, поэтому после плана реализации обычно приступают к формированию сметы коммерческих расходов. К ним относят затраты на:

  • комиссии, причитающиеся посредникам;
  • оплату транспортных услуг;
  • упаковку и тару;
  • рекламу;
  • хранение;
  • покрытие прочих расходов (представительские, складирование, сортировка и т. п.).

Операционный бюджет в части коммерческих затрат при формировании напрямую соотносят с объемом продаж, указанном в плане реализации. Причем большинство расходов планируют в процентах к количеству сбыта.

Смета запасов ТМЦ

Бюджет запасов продукции характеризует остатки на складе по каждому виду изделий, а также в разрезе подразделений и предприятия в целом. Его формируют в стоимостных и натуральных показателях. Смету запасов ТМЦ выделяют отдельно или же включают в состав производственного бюджета. Рассчитывают его дважды за период: на начало и конец. На начало установленного срока указывают размер предполагаемых остатков, который включает в себя продукцию:

  • отгруженную с ненаступившим сроком оплаты;
  • неоплаченную покупателями в срок;
  • находящуюся у покупателей на ответственном хранении;
  • фактически или ожидаемо оставшуюся на складе.

Операционный бюджет предприятия по запасам ТМЦ на конец периода включает в себя остатки на складах продукции в размерах, нормативно установленных, и отгруженных товаров с ненаступившим сроком оплаты. Допустимый размер запасов вычисляют по формуле: З к = Н д × В д × Ц ед, где:

  • Н д – норматив запаса продукции в днях;
  • В д – количество изделий, выпускаемых за один день;
  • Ц ед – планируемая стоимость за единицу продукции.

Показатель Н д формируют затраты времени на упаковку, оформление документов и комплектование партии. Полученное значение запасов ТМЦ – условие ритмичных поставок и бесперебойных отгрузок изделий.

Операционные бюджеты организации формируются по собственному усмотрению. Предприятие вправе объединить план запасов со сметой производственных затрат. Но если возникает необходимость более точно отразить ТМЦ на складе на начало и конец периода, то составление отдельного плана запасов продукции положительно скажется на их учете.

Производственные затраты

Производственный операционный бюджет предприятия может состоять из нескольких статей доходов и затрат, которые полностью характеризуют процесс изготовления продукции. Обычно его образуют 4 составляющие, перечень которых в конкретных условиях может быть расширен.

После составления сметы продаж и запасов приступают к формированию плана производственной программы в натуральных измерителях. На основании данных бюджета реализации и количества запасов на конец периода высчитывают необходимые объемы изготовления продукции. После чего становится возможным составить полный план производства в денежных измерителях по каждому виду изделий.

Полученные данные становятся основой для составления других операционных бюджетов. Например, владея информацией о производственных объемах, можно разработать план прямых материальных затрат. Его содержание делят на три основные части:

  • потребность в основных материалах;
  • смета МПЗ на начало и конец периода;
  • план закупки материалов.

Они напрямую связаны между собой: на основе показателей потребности в материалах составляют план закупки, в который входят МПЗ.

Бюджет операционных затрат в части прямых производственных расходов формируют, опираясь на следующий алгоритм:

  1. Определение основных видов материалов и сырья, необходимых для изготовления продукции.
  2. Вычисление норм расхода материалов и сырья, приходящихся на единицу продукции.
  3. Составление прогноза изменений в части прямых материальных затрат в связи с пересмотром норм расхода, цен на МПЗ.

Иные прямые затраты на сырье и материалы определяют при помощи умножения ставки в рублях на единицу продукции и предполагаемого объема реализации в каждом месяце периода.

Смета прямых затрат на оплату труда

Одну из наибольших частей затрат в процессе изготовления продукции составляет оплата труда работникам основных цехов. Определить ее размер можно по сформированному ранее плану производственной программы, который определяет общее количество рабочего времени. Величина затрат напрямую зависит от системы оплаты, установленной организацией, и трудоемкости процесса изготовления продукции. Последний показатель определяют по каждому виду изделий в человеко-часах или часах. Заработную плату рабочих основного производства рассчитывают в денежных единицах, умножая каждый трудовой час на установленное тарифное значение.

Бюджет операционной деятельности предприятия в части прямых затрат на оплату труда составляют по следующему алгоритму:

  1. Определить категории переменных расходов, величина которых будет изменяться в течение бюджетного периода пропорционально объему продаж.
  2. Рассчитать нормативные значения трудоемкости по каждому виду изделий и стоимость 1 человеко-часа. На основании полученных значений определить общую величину прямых трудовых затрат.
  3. Указать в плане возможную индексацию заработной платы.
  4. Составить смету прямых трудовых затрат на необходимый бюджетный период и график выплаты вознаграждений за труд.

Бюджет общепроизводственных расходов

Общепроизводственные расходы относят к числу накладных. Возникают они неоднородно, что приводит к разнице в расчетах. Большая часть общепроизводственных расходов направлена на обслуживание и содержание оборудования и иных средств труда. Кроме этого, сюда относят затраты на:

  • амортизацию имущества, используемого при изготовлении продукции;
  • страхование ОС;
  • коммунальные платежи по содержанию производственных помещений;
  • оплату аренды имущества;
  • оплату труда работникам вспомогательных и обслуживающих цехов;
  • иные управленческие расходы.

Разработка операционного бюджета в части накладных расходов начинается с классификации затрат на переменные и постоянные. После чего формируют смету, опираясь на следующий алгоритм действий:

  1. Определить расходы на эксплуатацию и содержание средств труда.
  2. Выделить общецеховые затраты.
  3. Составить сметы по статьям важных общепроизводственных расходов.
  4. Выделить среди них постоянные и переменные (условно-постоянные) затраты.
  5. Определить размер планируемых затрат на оплату труда.

В целях контроля некоторые предприятия составляют план-график по общепроизводственным расходам на каждый месяц, который необходимо исполнять.

Смета управленческих затрат

Накладные операционные расходы бюджета подразделяются на два дополнительных плана. Составление бюджета коммерческих затрат было рассмотрено выше, т. к. для удобства многие специалисты рекомендуют формировать его сразу после определения объема продаж.

Управленческие расходы включают в себя затраты на содержание административного персонала и некоторые мелкие хозяйственные нужды. Их относят к постоянным расходам, оказывающим влияние на показатель прибыли. Поэтому планирование их величины сопровождается установлением лимитов, представляющих собой фиксированные суммы на бюджетный период.

Калькуляция производственной себестоимости

Составление операционного бюджета завершается вычислением себестоимости произведенной продукции, которую образуют прямые и накладные затраты. Имеющиеся бюджетные планы позволяют рассмотреть соотношение производственных расходов и объемов готовых изделий. Проводя качественный анализ показателей, предприятие сможет действенно их контролировать и планировать.

В ходе экономического управления организации могут понадобиться иные вспомогательные, операционные и финансовые бюджеты. Они играют исходную роль в подготовке и обработке необходимой информации для составления основного плана доходов и расходов.

Операционный бюджет позволяет предприятию в зависимости от его организации планировать текущую экономическую деятельность. При формировании плана в первую очередь составляют смету объема реализации, на основе которой происходит дальнейшее бюджетирование. Постепенно учитывая все составляющие затрат, экономист переходит к созданию документа доходов и расходов, компоненты которого уже определены. После чего составляется прогноз баланса на будущий период.

Операционный бюджет составляется для определения величины прибыли от деятельности организации.
Составными частями операционного бюджета являются:
бюджет продаж;
производственная программа;
бюджет производственной себестоимости;
бюджет коммерческих расходов;
бюджет общехозяйственных расходов.
Общехозяйственные расходы, в зависимости от принятой учетной политики, могут включаться в производственную себестоимость продукции.
Планирование операционного бюджета осуществляется на основе норм и нормативов затрат живого труда, предметов труда, использования средств труда, организации производства.
Нормы затрат живого труда - это нормы времени по видам продукции и работ, обслуживания оборудования и рабочих мест, соотношения численности основных и вспомогательных рабочих и других категорий работников, коэффициенты выполнения норм и др.
В нормах затрат предметов труда устанавливается планируемый расход сырья, основных и вспомогательных материалов, различных видов энергии, полуфабрикатов и комплектующих изделий по отдельным видам продукции и работ, а также отходов и потерь.
Нормы и нормативы использования средств труда включают коэффициент использования среднегодовой производственной мощности, нормы выхода продукции с единицы оборудования, нормы трудоемкости ремонта единицы оборудования, часовой производительности оборудования и др.
В нормах и нормативах организации производства устанавливаются длительность производственного цикла, объем незавершенного производства, нормы запасов сырья и материалов и др.
Помимо перечисленных выше норм и нормативов при осуществлении планирования производственной программы используются установленные природоохранные, социально-экономические и другие нормативы.
В бюджете продаж определяется объем, цены и стоимость различных видов продукции и услуг, намеченных к продаже. При подготовке этого бюджета используются оценки специалистов и экспертов по предполагаемому спросу на продукцию и услуги, данные анализа по удовлетворению спроса за прошлые сопоставимые периоды, специальные методики и модели по маркетинговым исследованиям.
Бюджет продаж служит отправной точкой планирования. На его основе составляются производственная программа, бюджет производственной себестоимости, бюджет денежных средств и др. разделы общего бюджета.
В производственной программе определяется объем производства всех видов продукции и оказываемых услуг с учетом остатков готовой продукции на складе на начало и конец соответствующего периода. Для исчисления объема производства каждого вида продукции из намеченного объема продаж вычитают остатки готовой продукции на складе на начало периода и к полученной разнице прибавляют остатки готовой продукции на складе на конец периода. Обычно производственная программа составляется по организации в целом и ее подразделениям на текущий год, по кварталам и месяцам.
Бюджет производственной себестоимости продукции и услуг составляют на основе бюджетов расходов на подготовку и освоение производства по использованию и закупке сырья и материалов, трудовых затрат, общепроизводственных расходов и прочих расходов. В состав производственной себестоимости могут включаться общехозяйственные расходы.
В бюджет расходов на подготовку и освоение производства планируют расходы, учитываемые по данной статье в финансовом учете (п. 13.2).
В бюджете по использованию и закупке сырья и материалов на основе производственной программы определяется планируемый расход каждого вида материальных ценностей умножением планируемого объема производства каждого вида продукции и услуг на норму расхода каж-
дого вида сырья и материалов. После определения расходы сырья и материалов исчисляют объем закупок по каждому их виду с учетом остатков складских запасов на начало и конец соответствующего периода. Расход и закупки сырья и материалов целесообразно планировать не только по месяцам, но и по декадам, неделям, дням, а иногда и сменам, как в нату-ральном, так и в денежном выражении.
В бюджете трудовых затрат определяются затраты времени и затраты труда в денежном выражении, необходимые для выполнения производственной программы.
Расчет потребности в персонале производят в разрезе категорий работников отдельно по персоналу основной деятельности (промышлен- но-производственному) и персоналу неосновной деятельности (персоналу непромышленных организаций, состоящих на балансе организации).
Плановую численность персонала основной деятельности определяют на основе планируемого объема производства, трудоемкости изготовления каждого вида продукции или услуг и всего выпуска, полезного фонда рабочего времени и показателей роста производительности труда.
Плановый фонд оплаты труда работников определяют, как правило, используя данные о планируемом объеме производства и нормативах заработной платы на один рубль (нормо-час) объема продукции или данные о плановой численности работников и планируемой величине средней заработной платы одного работника (по каждой категории в отдельности).
В бюджете общепроизводственных расходов указывают планируемые расходы по содержанию и эксплуатации производственного обору-дования и расходы по обслуживанию, организации, управлению структурным подразделением. Планирование общепроизводственных расходов осуществляется по статьям затрат, применяемым в учете этих расходов (п. 13.2), но без непроизводительных расходов.
В бюджет прочих производственных расходов определяют плановые величины расходов, учитываемых по данной статье затрат (п. 13.2).
Составной частью операционного бюджета является бюджет коммерческих расходов (расходов по продаже). В данном бюджете дается детальный перечень всех расходов, связанных с продажей продукции и товаров. Следует при этом учитывать, что некоторые расходы по продаже продукции могут быть переменными (расходы по транспортировке готовой продукции и товаров), а другие постоянными.
В бюджете общехозяйственных расходов по статьям, применяемым в финансовом учете (п. 13.2), но без общехозяйственных непроизводительных расходов, планируют общие для организации расходы по ее управлению.
После составления указанных бюджетов исчисляют показатели полной и неполной производственной себестоимости продукции, себестои-
мость проданной продукции, указанные показатели по отдельным видам продукции и услуг, показатели плана прибыли, рентабельности и др.
При распределении плановых величин косвенных расходов по отдельным подразделениям, видам продукции, оказываемым услугам и др. объектам учета и калькулирования используют, как правило, способы, используемые в финансовом и управленческом учете.