Презентация к уроку развитие способностей. Презентация «Развитие двигательных способностей посредством игровых упражнений и игр. Уровни развития творческих способностей

Подросток

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МАДОУ ДС №14 «Умка» Как развивать способности ребенка Педагог-психолог Горбачёва О.Е.

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение. Для начала определим что же такое способности: Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами. Назовем эти общие способности так: Интеллект - некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний; Креативность - способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии; Обучаемость - способность приобретать новые знания. Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?». Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

Интересные факты об интеллекте Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет. Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее - эмоциональная поддержка ребенка. У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается. У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта. Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы! Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще - поддерживайте у ребенка высокую самооценку. Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы: Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами; Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.); Предъявите систему запретов. Запреты - это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа. Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности Креативность - умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей. По-настоящему креативный ребенок - всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно. Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка? Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый - 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй - примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности). И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.

Об обучаемости Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым. Для развития обучаемости: Чаще задавайте ребенку вопросы; Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни »; В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей - чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д. На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его; Не бросайте начатое дело, доводите его до конца; Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

Подведем итоги - развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие способностей у человека Выполнила: Кочурова С. А.

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно является наиболее узким и наиболее точным.

Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни: 1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. 2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства. 3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности. 4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей. 5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ 1. Начальный этап развития способностей. Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет.

2. Условия раннего проявления способностей у детей. Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

3. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

4. Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности

5. Способности и интересы. Существенно важный фактор разви­тия способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладе­ние приемами и способами деятельности. Упрочившиеся интересы ребенка - это «лакмусовая бумажка» его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься - не дают ли себя знать зарождающиеся способности. У подростка эти интересы приобретают характер увлечений кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому и юношескому возрасту разнообразные и нередко вскоре угасающие интересы играют важную роль в выявлении способностей развивающейся личности.

Сущность способностей

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет. 1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях

1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях...

Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....

«Непрерывная образовательная деятельность «Круг» как средство развития способности к контакту, общению, игре и развитию познавательных способностей детей со сложным дефектом»

В данном методическом пособии представлен совместный опыт работы учителя-дефектолога и педагога-психолога по развитию способности к контакту, общению, игре и развитию познавательных способностей детей...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС...

ГБОУ «ШКОЛА № 2051»

Актуальность:

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, кружки) . Именно поэтому возрастает роль детского сада в физическом развитии детей.

Цель:

Обеспечить дополнительной физической нагрузкой для определенной группы мышц.

Структура занятий

Веселый тренинг можно включить в основную часть занятий, перед подвижной игрой, так и во время. (в течение 2минут) . Каждое упражнение выполняется в течение двух недель, то есть 8 раз, следуя от более легкого к сложному.

В целях лучшего запоминания и избежания рутинности, все упражнения имеют названия, символизирующие на время его исполнения подражание персонажам сказок или предметов

Задачи оздоровительной работы:

Задачи:

  • Способствование физическому развитию ребенка, его оздоровлению
  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
  • Формирование ценности здорового образа жизни, осознание значения правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены, закаливания

«КАЧАЛОЧКА»

На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте попробуем и мы также покачаться! Лягте на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижмите колени к груди и обхватите колени руками. Покачайтесь на спине вперед и назад. Когда устанете - отдохните. Повторить 3 раза. (Для мышц спины, ног; гибкости) .

«ЦАПЛЯ»

Когда цапля ночью спит на одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать: Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно сделать позу эту нужно.

Стоя на правой ноге, согните левую ногу в колене,

руки чуть в стороны, и постойте так немножко.

А по-том на левой ноге.

Для мышц ног; координации.

«СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный сол-датик. Вдруг подул резкий ветер, и на-чалась качка. Но ничего не страшно отважному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик? Для этого встаньте на колени, руки плотно прижмите к туловищу. Дует сильный ветер. Наклонитесь назад, как можно ниже, держите спину прямо, а потом выпрямитесь. Повтори-те 3 раза.

А теперь можно сесть на пятки и отдохнуть. Молодцы!

Для мышц спины, живота, ног.

«АХ. ЛАДОШКИ, ВЫ ЛАДОШКИ»

Хотите быть стройными и иметь красивую осанку?

Тогда встаньте прямо и, заведя руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх,

расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине

касались позво-ночника.

Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удер-живать позу и произносить:

«Ах, ладошки, вы, ладошки! За спиною спря-чем вас!

Это нужно для осанки, это точ-но! Без прикрас!»

Медленно опустите руки вниз, встряхните кистями рук и спокойно вздохните.

Упражнение для осанки.

«КАРУСЕЛЬ»

Сядьте на пол, поднимите прямые ноги вверх.

Опираясь руками о пол начинайте поворачиваться

вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель!

Для мышц ног, рук, живота.

«МОРСКАЯ ЗВЕЗДА»

«САМОЛЕТ»

Сидя, ноги вместе, руки на полу.

Поднимите ноги вверх, руки разве-дите в стороны - «полетели самоле-ты» . Удерживать позу 5-10 сек.,

затем отдохнуть. Повторить 3 раза.

Для мышц живота, бедер, рук.

«МОРСКАЯ ЗВЕЗДА»

Лежа на животе, поднимите руки и ноги в стороны.

Вы - морская звезда! Покачайтесь на волнах.

Для мышц рук, ног, спины; гибкости.

«ПАРОВОЗИК»

Сидя, ноги слегка согнуть, в коленях, а руки в локтях, прижимая их к туло-вищу. Поехали!

Двигаемся по полу впе-ред, помогая только ногами.

Руками де-лаем круговые движения, имитируя движение колес. Остановились, и по-ехали также назад.

Для мышц спины, ног, ягодиц.

«Колобок»

Что за странный колобок на окош-ке появился?

Полежал чуток, взял и развалился.

Лягте на спину, а затем сядьте, об-нимая ноги руками,

и уберите голову в колени. Прижмите колени к плечам и посмотрите на свои пятки.

Вот вы все и колобки!

Раз, два, три, четыре, пять - развалились вы опять,

Вытяните ноги и лягте на спину.

Для мышц плечевого пояса; гиб-кости.

Актуальность работы

Ведущее место среди отклонений, выявляемых у детей при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия наследственных и социальных факторов.

На формирование осанки и изменение свода стопы негативно влияют следующие факторы:

несовершенство мебели (несоответствие её росту детей) , что влияет на искривление позвоночника;

нерациональная обувь, которую носят наши дети (без каблуков, без супинаторов, воздухонепроницаемая) . К сожалению, родители на этот факт мало обращают внимания;

низкая физическая активность.

Во всех образовательных учреждениях должны создаваться условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении, которая может быть реализована при ежедневной двигательной активности детей.

Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями:

физкультурные занятия;

утренняя гимнастика;

музыкальные занятия;

физкультурные минутки;

подвижные игры на прогулке;

физические упражнения на прогулке и после дневного сна;

самостоятельная двигательная активность;

индивидуальная работа.

Новизна работы

Новизна опыта заключается:

  • в определении целей и результатов

В определении актуальной проблемы, стоящей перед ребенком.

в нахождении, использовании и создании условий, являющихся средством достижения целей (методика и содержание работы с детьми, воспитателями, родителями, различные материалы и пособия) ;

в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

Исходя из результатов диагностики, появилась необходимость найти, отобрать материал по коррекции, который был бы доступен для детей разного возраста и мог использоваться педагогическими работниками и родителями. Этот материал изменялся, дополнялся, становился более доступным для использования, сохраняя своё конечное предназначение.

В дальнейшем, работа по реализации целей данного опыта строится так:

  • совместно с воспитателями стараемся уделять внимание каждому ребенку, создавая у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызываем желание заниматься интересной, полезной деятельностью, обеспечивая для этого условия

дифференцированно подходим к нагрузке детей физическими упражнениями, к выбору способов оздоровительной работы;

развиваем заинтересованность ребенка в своем физическом развитии, здоровом образе жизни;

вместе с этим преобразовывается развивающая среда окружения, создаем различное нестандартное оборудование, с помощью которого ребенок сможет заниматься самостоятельно, решать свои проблемы, связанные с физическим развитием.

Проблемы и задачи

Плоскостопие и искривление осанки болезнь серьезная именно из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что долгие годы нам прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью.

Передо мной возникла задача сделать научную информацию из специальной литературы доступной для детей и их родителей.

На основе этого разработала план мероприятий, который стал основой программы оздоровления дошкольников "Забочусь о своем здоровье".

Она включила в себя следующие разделы:

организация двигательной активности;

лечебно-профилактическая работа;

закаливание детей;

Выполнение этой программы достигается за счет разнообразных методов и приемов.

Наглядный показ простых упражнений при коррекции плоскостопия

Существуют упражнения, не требующие специального оборудования, но лечебный эффект их огромен.

Не обязательно выполнять все упражнения, начинать тренировку можно с трех - четырех упражнений, а через 10 -15 дней постепенно добавлять по одному упражнению. Через 3-4 минуты дать ребенку возможность отдохнуть. Выполнение упражнений дважды в день принесет желаемый эффект. Уже через месяц-полтора ребенок почувствует себя лучше.

Результативность работы

Введение в структуру занятий упражнений, систематизированных под названием «Веселый тренинг» , позволяет детям в игровой форме развивать гибкость, координацию, укреплять мышцы, понимать, как они владеют свом телом. Результаты работы по развитию движений, дают возможность сделать следующий вывод: диагностика детей показала, что 87% детей имеют средний уровень

выполнения упражнений.

Список используемой литературы

В своей работе использовала следующую литературу:

За основу взята "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - журнал "Дошкольное воспитание", №8, 2005г; №6, 2005г; №11, 2005г; №4, 2002г; №2, 2004г.;

"Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и лечение", автор И.Н. Лосева;

"Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ", автор Кузнецова;

"Занимательная физкультура в детском саду", автор К.К. Утробина;

Элементы программы "Здоровье" Алямовской, - журнал "Обруч".

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Классификация способностей в соответствии со сферами деятельности: 1. Интеллектуальная наблюдателен; разносторонне любознателен; имеет исключительную память; охотно и легко учится; знает многое, о чем его сверстники и не подозревают; умеет хорошо излагать свои мысли.


2. Академических достижений Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.


Чтение: часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; демонстрирует умение читать. Естествознание: внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;


3. Творческого или продуктивного мышления чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.


4. Общения и лидерства легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.


5. Художественной деятельности Изобразительное искусство: проявляет очень большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием или лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин или рисунков его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; Музыка: проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.


6. Двигательная проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).






Советы родителям Наблюдайте за ребенком. Это поможет вам распознать его склонности и развить его природный потенциал. Чем раньше вы сделаете выводы в данном направлении, тем успешнее будет двигаться по пути развития ребенок. Хвалите ребенка. Для того, чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо сформировать положительное представление ребенка о себе. Для этого необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны.


Окружите ребенка любовью. Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Развивайте самостоятельность ребенка. Поощряйте активность ребенка



Cлайд 1

Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии «Знания - это дети удивления и любопытства». Луи де Бройль

Cлайд 2

Что такое творчество? Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Психологический аспект творчества: личностный и процессуальный. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, способствующие созданию продукта, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Cлайд 3

Критерии творческой активности школьников Психологические (наследственные) задатки. Способность к концентрации внимания. Интеллект. Память, воображение. Мотивация своих достижений. Привычки. Притязания. Талант. Устремленность. Цели и ценности школьника (здоровье, материальные блага, общение).

Cлайд 4

Формы работы, способствующие развитию творческой личности классно- урочная (работа в парах, в группах) разноуровневые задания творческие задания консультирование по проблемным заданиям НОУ дискуссия игры.

Cлайд 5

Методы работы, способствующие развитию творческих способностей школьников исследовательский; частично – поисковый; проблемный; проективный.

Cлайд 6

Цель и задачи развития творческих способностей школьников Цель: воспитание творчески свободной личности. Задачи: способствовать формированию у школьников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике; развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей; воспитывать интерес у школьников к участию в творческой деятельности; стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий.

Cлайд 7

Условия эффективного развития творческих способностей ребенка развитие у ребенка интереса к выполнению творческих заданий; важными компонентами для реализации творческих заданий являются различные формы работы: урочная и внеурочная деятельность ребенка; школьники, решая задания, имеющие творческий характер, учатся размышлять над поставленными проблемами и воплощать эти размышления в практической деятельности.

Cлайд 8

Способы стимулирования творческих способностей ребенка обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательное отношение со стороны учителя; способы стимулирования развития любознательности ребенка: а) поощрение; б) использование личного примера творческого подхода к решению проблемных заданий; б) предоставление детям возможности активно, без боязни задавать вопросы.

Cлайд 9

Для развития творческих способностей я использую на уроках: Эксперименты. Сказки, рассказы, кроссворды. Литературные фрагменты, пословицы. Кластеры. Внеклассная деятельность. Задачи. Презентации-проекты, флипчарты. Нестандартные уроки.

Cлайд 10

В мире интересного Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Пример1. Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс) Учитель: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. .

Cлайд 11

В мире интересного Пример 2. Биология. (7 класс) Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». Сколько цветков посещают пчёлы? В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

Cлайд 12

Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся: 1. Задачи на выбор информации. Выберите признаки характерные для земноводных. 2. Задачи на исправление ошибок. Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем Лишь два крыла. …Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот дышу… А. Фет.

Cлайд 13

Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся: 3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы 4. Задачи на установление взаимосвязей. Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д. 5. Задачи на выявление приспособлений. Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида к условиям окружающей среды и т.д. 6. Задачи на определение значения приспособлений. Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений, например, у чеснока. 7. Задачи на выявление противоречий. Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней. Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток. Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

Cлайд 14

Пример творческой работы учащихся «Что думает обо мне мое сердце?» Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха. И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить. - Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты. - Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе! - Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его. - А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.

Cлайд 15

Сердце Мне так плохо, так устало, И нет больше сил стучать. Наверное осталось мало... Могли бы только вы понять – Мне не хватает кислорода, Меня так душит никотин, А этот яд непобедим, Мои сосуды кровяные В дыму сгорают день за днем И если вы нас не спасете. Мы только от куренья пропадем!

Cлайд 16

Открытые творческие задачи по биологии. Например: а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? (Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает). б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет? (Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)

Cлайд 17

Прием 1: «Отсроченная загадка». Например: Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие» (7 класс). Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Как вы думаете: «С каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке?». - Это животное - …. Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует… На следующем уроке откроет секрет: это животное - кролик. Да – да, вы не ослышались - кролик!

Cлайд 18

Прием 2: « Практичность теории». При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся. Например: Тема: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» (9 класс). Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при: нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

Cлайд 19

Прием 3 «Занимательность» Например: Биология 10 класс. Обобщающий урок по теме «Размножение организмов». Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил… Что ответил философ?

Cлайд 20

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, А не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Р. Левин. Проблемное обучение - это путь от заинтересованности и любознательности у школьников к познавательной самостоятельности и творческой активности.

Cлайд 21

Создание проблемной ситуации. Например: Тема: «Форменные элементы крови» (8 класс). Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 л кислорода, а во время усиленной работы-60-100 л. Известно, что в 5 л воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?» Синдром клешни Странное племя людей- страусов (сапади) в Центр. Африке отличает от прочих обитателей Земли удивительное свойство: на ногах у них только два пальца, и оба большие! Это именуется синдромом клешни. Оказалось, что на ступне сильно развит первый и пятый пальцы, второй, третий и четвертый напрочь отсутствовали (как будто бы их и вовсе не должно было быть!). Эта особенность закрепилась в генах племени и передается по наследству. Сапади - великолепные бегуны, они лазают по деревьям как обезьяны, перепрыгивая с одного дерева на другое. Кстати, ген, порождающий этот синдром, является доминантным, его достаточно иметь одному из родителей, и ребенок родится с уродством.

Cлайд 24

Я начал стареть, жизнь и так коротка. У многих людей она, как река – Несется куда-то в манящую даль, Даруя то радость, то скорбь, то печаль. Моя же подобна скале с водопадом, Что падает с неба серебряным градом; Той капле, которой секунда дана, Лишь чтобы разбиться о камни у дна. Но зависти нет к могучей реке, Что ровно течет по тропе на песке. Удел их один, – закончив скитанья, Покой обрести в морях состраданья. Пусть век мой не долог, судьбы не боюсь, Ведь, в пар превратясь, вновь к небу вернусь. 29сентября2000 года Бычков Александр Ашанти 7 лет с мамой Спасибо за внимание!

Cлайд 27

Литература 1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы -Изд. Учитель: Волгоград, 2007 2. Башмаков А.И., Владимиров А.И., Грачев В.А. и др. Новые цели, задачи и технологии образования XXI века // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. - М.: Логос, 2003. 3. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004 4. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=165 5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989. 6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно- коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.