Полиграфия в дословном переводе означает «писать много». Это одна из отраслей промышленности, функции которой - создание и тиражирование печатных изданий. К ним относятся как листовая продукция, так и многостраничная. Что такое полиграфия в наше время? Технологические процессы не перестают совершенствоваться. Теперь печать осуществляется не только на бумаге и картоне, но и на ткани, стекле, пластике и других материалах. Появилась возможность использовать рельефное тиснение для оформления открыток и приглашений. С помощью полиграфии можно сделать уникальные сувениры, удивить и порадовать друзей и близких.
Печать может осуществляться разными способами. Это зависит от наличия текстовых или графических элементов, качества и специфики материалов. Бумага, например, может быть глянцевой и шероховатой, а для создания упаковки или POS-материалов выбирают картон особой плотности. Важна сочетаемость с ними красящих веществ. Что такое в полиграфии представляет собой краска? Это определенный состав, обладающий той или иной степенью вязкости, текучести, включающий в себя пигмент определенного цвета и дополнительные компоненты.
В современных типографиях научились добавлять в краску капсулы с ароматическими маслами. Такой эффект часто используется в буклетах парфюмерной продукции. Еще одна новейшая технология в полиграфии - получение объемных изображений. Этот стереоэффект заключается в том, что на одной плоскости печатаются два изображения. Совмещение слоев краски и создает ощущение объема при просмотре картинки.
Полиграфические процессы заметно упростились после появления компьютеров. Ранее существовали лишь два способа печати (высокая и глубокая), было множество нюансов и жестких требований к материалам, длительные сроки подготовки. Позднее появился дополнительный вид - офсетная печать, но и тут тиражирование отнимало много времени, причем нужное количество экземпляров существенно влияло на себестоимость изданий.
В современных реалиях существует цифровая печать: оперативная и относительно дешевая. Теперь стало возможным свести в один процесс допечатную подготову и создание тиража. Занимаются полиграфией типографии, издательства - не только крупные концерны, но и небольшие фирмы, расположенные в одном офисном помещении. В качестве заказчиков теперь выступают не только юридические, но и частные лица.
По разным признакам выделяют определенные типы полиграфической продукции. Основная ее классификация связана с предназначением. Печатные издания могут быть выполнены в качестве рекламы - фирмы, индивидуального предпринимателя, корпорации или товара. Например, буклет организации, визитка, каталог. Некоторые листовки или флаеры оповещают о предстоящем событии - еще один вариант рекламы. Для создания макета подобных изданий обращаются к специалисту, дизайнеру полиграфии. Он уделяет внимание цветовому решению, расположению элементов. Как правило, для рекламной продукции используют яркие, контрастные цвета и шрифты.
Когда макет полностью готов, рассчитаны точные размеры (с учетом линий сгиба, выпуска за обрез), он отправляется в фирму, занимающуюся печатью и полиграфией. Что такое представительская продукция? Ею называют бланки с логотипом и реквизитами организации, а также конверты, блокноты, визитки. Их функция не столько рекламная, сколько информационная, предоставление заинтересованному лицу кратких сведений о компании, создание определенного имиджа.
Книжно-журнальная продукция также выпускается в информационных целях, но предназначается не только для партнеров и сотрудников фирмы, но и для обычных читателей. Полиграфической подготовкой книг занимаются издательства, универсальные или специализированные.
Проект будущей книги согласовывается с автором. За любые дополнения, изменения конструкции издательство несет ответственность. В допечатную подготовку издания входит редакторская обработка текста, подбор иллюстративного материала, верстка макета. После следует этап проверки и тиражирования. Затем книга заключается в обложку (или переплет), скрепляется определенным способом (клеевым, скрепками или шитьем). Осуществляются эти процессы полиграфии в типографии.
С недавнего времени печатную продукцию стали использовать как дополнительный элемент оформления помещений для праздничных мероприятий. Особенно пользуется популярностью свадебная полиграфия. Она помогает создать атмосферу праздника, настроить гостей и молодоженов на нужный лад, оповестить о предстоящем торжестве. Относятся к ней, во-первых, приглашения. Молодожены заранее выбирают цвет (один или несколько), в котором будет проводиться мероприятие. Приглашения для гостей оформляются в соответствующих тонах. Это может быть фон, шрифт, небольшие иллюстрации или орнаменты. Чаще всего в таких целях используется цифровой вариант печати. В качестве материала подойдет картон, прекрасным решением станет использование тиснения.
Печать также используют для оформления плана рассадки гостей, обложки свадебных альбомов, этикеток бутылок шампанского. Стоит отметить, что элементы дизайна должны повторяться на всех предметах, быть узнаваемыми. Одинаковым должно быть начертание шрифта, выбранные тона. Приятным сюрпризом для приглашенных станут помещенные в конверт вместе с приглашением календарики с фотографией молодоженов и указанием даты свадьбы.
Обратиться за услугами в центр полиграфии можно и с целью создания неповторимого подарка к юбилею или дню рождения близкого человека.
Это может быть фотокнига - печатное издание малого объема, содержащее преимущественно изображения из личного архива, с небольшим дополнением в виде текстов (поздравлений, пожеланий, указаний имен и дат). Осуществляется на материале повышенной плотности. Формат фотокниги выбирают из предоставленных типографией. Создание макета возлагается на дизайнера-профессионала (с передачей ему всех необходимых материалов), иной вариант - осуществляется самим заказчиком в определенных программах. Готовый вариант в нужном формате отправляют на электронный адрес фирмы.
Пользуются популярностью также плакаты и поздравительные открытки уникального дизайна. В них можно поместить фотографии, красивые стихи или поздравления в прозе.
Что такое в полиграфии завершающая стадия подготовки издания? Это этап, на котором совершается скрепление листов, биговка, обрезка, перфорирование и другие операции. С их помощью объект приобретает свой законченный вид. Большинство операций требуют наличия специализированного оборудования, которыми обладают полноценные типографии, такие как ООО «Полиграфия».
Такая техника требует постоянного ухода. Это дорогостоящие аппараты, с которыми могут работать только квалифицированные специалисты.
ПОЛИГРАФИЯ
техника многократного получения одинаковых изображений (оттисков) путем переноса красочного слоя с печатной формы на бумагу или другой материал. Собственно процесс переноса изображения с печатной формы на бумагу называется печатанием. Но это только один из процессов изготовления печатной продукции; основные процессы полиграфии - набор, изготовление печатной формы, печатание и брошюровочно-переплетные работы. В полиграфии применяются три основных способа размножения текста и иллюстраций: высокая, глубокая и плоская печать. Высокая печать - самый старый из них. Как на то указывает само название, при таком способе печатающими являются рельефные элементы печатной формы, возвышающиеся над непечатающими (пробельными) элементами. Печатание осуществляется, когда печатающая поверхность, покрытая краской, прижимается к бумаге. При глубокой печати печатающие элементы печатной формы, наоборот, заглублены. Краска наносится на всю поверхность формы, а затем стирается так, что остается только в углублениях, соответствующих изображению. Когда к форме глубокой печати прижимается бумага, краска переходит из углублений на бумагу подобно влаге, впитываемой полотенцем. Печатающие и пробельные элементы формы плоской печати расположены на одном уровне. Этот метод, к которому относятся офсетная печать и литография, основан на различиях в смачиваемости разных участков поверхности. Поверхность формы химически обрабатывается так, что печатающие элементы смачиваются краской, а пробельные ее не принимают.
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Производство всякой печатной продукции начинается с набора. Набор для высокой печати может выполняться ручным или машинным способом.
Ручной набор.
Это самый старый вид набора. Для каждой буквы алфавита используется отдельная типографская литера. Литера представляет собой металлический брусок, на верхнем торце которого имеется рельефное изображение буквы. Из таких литер вручную составляют слова, фразы, абзацы и т.д. Типографский шрифт изготовляют в виде отдельных литер разных размеров и гарнитур и поставляют в виде комплектов, содержащих все прописные и строчные буквы, цифры и знаки препинания одного размера и одной гарнитуры.
Высота (кегль) шрифта измеряется в неметрических единицах - типографских пунктах. В России стандартный размер пункта равен 0,376 мм. При монотипном наборе в России пользуются англо-американским пунктом, равным 0,3528 мм (1/72 дюйма).
Машинный набор.
Машинный набор выполняется, конечно, быстрее ручного. Существуют три основных вида наборных машин для высокой печати: строкоотливные, буквоотливные и крупнокегельные строкоотливные. Все они на самом деле не производят набор типографского шрифта, а отливают шрифт из расплавленного металла. Строкоотливные наборные машины (линотипы и интертипы) набирают текст в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверхностью. Каждая такая машина состоит из клавиатуры, магазина и отливного и разборочного аппаратов. При нажатии клавиши с обозначением буквы из магазина выбирается металлическая матрица, которая служит литьевой формой соответствующей буквы. Из матриц составляются целые строки, которые затем механически переносятся в отливной аппарат. Здесь матрицы заливаются расплавленным металлом, и он быстро остужается. Отлитая строка выталкивается из машины, после чего разборочный механизм возвращает матрицы в магазин. Перед отливанием строки механически выполняется ее выключка, т.е. приведение к заданной длине при помощи пробельных пластинок - шпаций. Буквоотливная наборная машина (монотип) состоит из клавиатурного и отливного аппаратов. При нажатии клавиши на бумажной ленте пробивается кодовая комбинация отверстий, соответствующая данной букве. В отливном аппарате, где имеются матрицы для всех букв, по бумажной ленте автоматически отливается набор. В крупнокегельных строкоотливных машинах машинный набор сочетается с ручным. Собранные вручную строки из матриц вводятся в отливной аппарат, в котором отливается набор. Быстрота выполнения - не единственное преимущество машинного набора перед ручным. Он еще и проще во многих отношениях. Например, набор, осуществленный машинным способом, и разбирается механически, а не вручную. Кроме того, поскольку при машинном наборе шрифт каждый раз отливается заново, отпадают трудности, связанные с постепенным износом шрифта.
Клише.
Кроме текста, печать имеет дело с иллюстрациями. При высокой печати иллюстрации воспроизводятся с помощью специальных форм высокой печати - клише. Это твердые печатные формы, которые могут изготавливаться вручную, но чаще выполняются фотомеханическими и электромеханическими методами. В зависимости от характера изображения клише могут быть штриховыми, полутоновыми и комбинированными. Штриховые клише, как на то указывает их название, применяются для воспроизведения рисунков, выполненных пером, рукописного текста, чертежей, графиков и других аналогичных оригиналов. При фотомеханическом методе изготовления воспроизводимую иллюстрацию фотографируют и полученный негатив помещают на металлическую пластину, покрытую растворимым в воде фоточувствительным материалом. Свет от мощной лампы, проходя через прозрачные участки негатива, вызывает задубление (затвердевание) покрытия. Покрытие же под непрозрачными участками негатива сохраняет растворимость в воде и вымывается, оставляя чистую металлическую поверхность. После этого всю поверхность пластины подвергают воздействию кислоты, но травление происходит только на участках, не защищенных задубленным покрытием, в результате чего и возникает необходимый рельеф. Штриховые клише проще и дешевле других, но они пригодны только для воспроизведения иллюстраций, состоящих из линий и сплошных темных участков. Для передачи же фотоснимков, рисунков и других изображений, содержащих разные уровни серого цвета, применяются полутоновые клише. Поскольку печатная машина может наносить лишь ровный слой краски, для передачи полутонов изображение на иллюстрации фотографическим методом разбивают на отдельные точки. Для этого на фотографическом этапе процесса на оригинал иллюстрации накладывается растр - оптический прибор с сеткой из непрозрачных черных линий. Растр разделяет изображение на точки, размер которых изменяется в зависимости от интенсивности воспроизводимого тона в том или ином месте. На темном участке изображения растр дает крупные темные точки, а на светлом - мелкие, более удаленные друг от друга. На основе полученного негатива изготовляется клише таким же способом, как и штриховые клише. Комбинированные клише необходимы для воспроизведения иллюстраций, подобных, например, рисунку пером с наведенными тенями. В таких случаях используются элементы обоих указанных выше способов изготовления клише.
Верстка, спуск полос и заключка.
После того как набраны текст и заголовки и изготовлены клише, все это должно быть скомпоновано в виде страницы. Эта операция, называемая версткой, состоит в том, что отдельные элементы набора устанавливают в положение, в котором они должны быть на оттиске. Затем вся печатная форма "заключается" (закрепляется) в массивной стальной раме, которая будет удерживать ее в нужном положении в процессе печатания. Размеры рамы для заключки определяются числом и размером печатных форм, которые будут в ней закреплены. Если, например, для одной тетради нужно восемь полос (страниц), то печатник заключит четыре из восьми однополосных печатных форм в одной раме, а остальные четыре - в другой. С каждой из двух четырехполосных печатных форм будет сделан оттиск на разных сторонах одного листа бумаги. После однократного фальцевания (складывания) запечатанного листа по горизонтали и вертикали будет получено восемь полос. При многополосном печатании необходимо располагать отдельные печатные формы полос так, чтобы после печатания и фальцевания оттиски полос шли в тетради в нужном порядке. Такое расположение называется схемой спуска полос.
Стереотипия.
При изготовлении многотиражной продукции формы высокой печати изнашиваются и их приходится восстанавливать. Кроме того, при одновременном печатании одного заказа на нескольких печатных машинах пришлось бы несколько раз выполнять один и тот же набор. Поэтому широко применяются копии печатных форм, так называемые стереотипы. Они дешевле, легче и быстрее изготавливаются, дольше служат и могут быть изогнуты для наложения на цилиндры ротационных печатных машин. Копии форм высокой печати изготавливают методами гальванопластики, литья и прессования. При изготовлении гальваностереотипов под прессом делают отпечаток оригинальной формы на листе воска, пластика или свинца. Затем на отпечаток пульверизацией раствора наносят соединение серебра и помещают его в электролитическую ванну, где на поверхности отпечатка наращивается слой меди. Этот слой меди, закрепленный на толстой свинцовой подложке, и образует долговечную печатающую поверхность. Литейный способ дает самые дешевые стереотипы. На оригинальную печатную форму накладывают тонкий (1 мм) лист многослойного картона и на прессе получают с нее матрицу. Затем матрицу металлизируют с поверхности путем пульверизации расплавленным металлом, который по остывании и образует копию печатающей поверхности. Пластмассовые стереотипы можно изготавливать фотографическим методом или прессованием. В первом случае техника такая же, как и при фотомеханическом изготовлении клише, причем фоторепродукционным оригиналом служит оттиск оригинальной формы. Во втором - стереотип получают с матрицы (из материала с полимерной пропиткой) оригинальной формы методом прессования термопластичной пластмассы или резины.
Печатные машины.
Машины для высокой печати делятся на три категории: тигельные, плоскопечатные и ротационные.
Тигельная машина.
Тигельная машина имеет две щеки: талер, на котором закрепляется печатная форма, и тигель, удерживающий бумагу. Когда щеки раздвинуты, красочные валики накатывают краску на всю открытую поверхность формы. Затем щеки сдвигаются и тигель подается так, что бумага плотно прижимается к форме. При таком "натиске" краска переносится с формы на бумагу. Далее щеки раздвигаются и все повторяется с новым листом бумаги. У грейферной тигельной машины движутся и тигель, и талер, но такое устройство применяется только на машинах малого размера. У крупных тигельных машин талер неподвижен.
Плоскопечатная машина.
Плоскопечатная машина (изобретенная раньше тигельной) названа так потому, что печатная форма в ней устанавливается на плоский талер. Тигель же, на который накладывается бумага, представляет собой печатный цилиндр. В процессе печатания талер перемещается в своей плоскости под действием вращающегося печатного цилиндра, а бумага зажимается между талером и цилиндром. По завершении печатания печатный цилиндр поднимается, запечатанный лист отделяется и красочные валики заново наносят краску на печатную форму. Плоскопечатная машина может быть не только однокрасочной (описанной выше), но и двухкрасочной или двухсторонней. Двухкрасочная плоскопечатная машина действует так же, как и однокрасочная, с той разницей, что она агрегатирована из двух отдельных печатных секций, каждая со своими печатным цилиндром и красочным аппаратом. После того как напечатана одна форма, бумага переносится передаточным цилиндром ко второму печатному цилиндру для печатания со второй формы. Таким образом, бумага запечатывается дважды с одной стороны. Двухсторонняя плоскопечатная машина, в отличие от описанных выше, запечатывает обе стороны бумаги за один проход. В конструктивном отношении она сходна с двухкрасочной плоскопечатной машиной, но не имеет передаточного цилиндра. После первого печатания бумага освобождается от захватов печатного цилиндра, переворачивается и захватывается вторым печатным цилиндром для печатания второй формы на другой стороне.
Ротационная машина.
На ротационной печатной машине запечатываемая бумага проходит между цилиндрической печатной формой (формным цилиндром) и печатным цилиндром. Для такой машины требуется стереотип, которому можно было бы придать форму, соответствующую форме поверхности печатного цилиндра. Ротационные печатные машины делятся на секционные и планетарные (с одним общим печатным цилиндром), а также на листовые и рулонные. Рулонные машины печатают на непрерывно подаваемом бумажном полотне, которое уже после печатания разрезается на отдельные листы. Производительность ротационных машин, как правило, выше, чем у плоскопечатных. В секционной ротационной машине для каждого печатаемого цвета предусматриваются свои красочный аппарат, формный цилиндр и печатный цилиндр. Если, например, машина четырехкрасочная, то в нее входят четыре такие печатные секции. Бумага проходит все четыре секции последовательно. В планетарной же ротационной машине вокруг одного общего печатного цилиндра расположено до пяти (по числу печатаемых цветов) красочных аппаратов и столько же формных цилиндров. Бумажное полотно, протягиваемое вращающимся печатным цилиндром, проходит от одного формного цилиндра к другому, и каждый из них дает свой оттиск до полного завершения цикла печатания.
ОФСЕТНАЯ ПЕЧАТЬ
Процессы офсетной печати существенно отличаются от описанных выше процессов высокой печати. Если при высокой печати печатание осуществляется непосредственно с типографского шрифта и клише, то при офсетной печати необходимо фотографическое преобразование изображения набранного материала в прозрачное изображение на пленке. Выполненный шрифтовой набор сначала фотографируется. Затем полученный пленочный негатив используется как диапозитив для переноса изображения набора на формный материал, покрытый светочувствительным слоем. Существуют три основных вида набора для офсетной печати: металлический набор, набор на наборно-пишущих машинках и фотонабор. Набор металлический и на наборно-пишущих машинках. После того как машинным методом выполнен металлический набор текста, для получения фоторепродуцируемого оригинал-макета чаще всего используют репродуцируемый оттиск набора. Набор после постраничной верстки помещают на талер пробопечатного плоскопечатного станка. Полученный оттиск можно фотографировать как фоторепродуцируемый оригинал-макет. Наборно-пишущие машинки - наиболее распространенная (из разработанных в прежние годы) техника получения фоторепродуцируемого оригинал-макета без металлического набора. Электрические пишущие машинки с типографским рисунком шрифта, в которых краска с красящей ленты переносится литерой на бумагу, дают оригиналы для репродуцирования в отраженном свете. Набор на наборно-пишущих машинках может сочетаться с фотонабором.
Фотонабор.
Установки для фотонабора прошли путь от простейших ручных приборов для набора текстов полиграфического качества до автоматически управляемых устройств, обеспечивающих очень быструю переработку текстовых массивов. Фотонабор основан на фотографическом процессе (с очень коротким временем экспонирования), при котором знаки по одному экспонируются на фотопленке или стабилизирующейся фотобумаге. Он может быть компьютеризован и требует оборудования двух видов: ленточного перфоратора с клавиатурой и фотонаборной машины, управляемой перфолентой. Одна фотонаборная машина может работать с несколькими перфораторами. При нажатии клавиши перфоратор набивает на бумажной ленте кодовую комбинацию отверстий соответствующего типографского знака. На фотонаборных установках с ручным обслуживанием выключку строк, т.е. подгонку их к заданной длине, выполняет оператор. Для этого он следит за показаниями счетчика, который регистрирует занятую и свободную части длины строки. Компьютеризованные же установки не требуют такой построчной выключки. Оператор полностью концентрирует свое внимание на непрерывно набираемом тексте, а информация с перфоленты вводится в компьютер с установленной в нем программой автоматической выключки до стандартного формата. Современные фотонаборные машины - это скоростные устройства, конструкция которых позволяет использовать сразу несколько операторов, работающих параллельно на клавиатуре ленточных перфораторов. Принято разделять их на машины трех "поколений". Машины первого поколения представляют собой простые фотомеханические устройства. Вводимая перфолента задает положение матричной рамки, конструктивно схожей с матричной рамкой магазина буквоотливной наборной машины. Основное различие в том, что здесь матричная рамка содержит не матрицы для отливки литер из металла, а фотонегативы типографских знаков. Когда перфолента вызывает ту или иную букву, матричная рамка механически устанавливается в положение, при котором эта буква может быть экспонирована в нужном месте фотобумаги или фотопленки. Кегль шрифта изменяется перемещением оптической увеличительной системы. В машинах второго поколения, наиболее распространенных в настоящее время, имеется дисковый или барабанный шрифтоноситель, по окружности которого напечатаны прозрачные буквы алфавита. При вращении шрифтоносителя вводимая перфолента запускает экспонирующее устройство, которое дает световую вспышку в тот момент, когда нужная буква оказывается на пути света. При экспонировании свет, несущий изображение буквы, проходит через увеличительную систему, положением которой определяется кегль шрифта. В ходе экспонирования шаговый механизм определяет ширину буквы и передвигает фотопленку или фотобумагу в положение для экспонирования следующей буквы. Производительность фотонаборных машин второго поколения намного выше, чем первого, и составляет от 20 до 600 знаков в секунду и более.
РОТАЦИОННАЯ ПЕЧАТНАЯ МАШИНА, печатающая текст на 10 цилиндрах по мере того, как рабочие вручную подают в нее листы бумаги, была сооружена в 1846 нью-йоркской фирмой "Р. Хоу и компания".
К числу разнообразных услуг, которые предлагаются населению, относится и полиграфия - выпуск разнообразной печатной продукции. Но не все понимают значение этого вида деятельности.
Достаточно распространенное слово "полиграфия" у разных людей вызывает ассоциацию с пестрящими афишами либо плакатами, в крайнем случае с издательством, которое занимается выпуском книги. Далеко не безразлично тем, кто напрямую связан с Для них полиграфия - это один из основных китов, на которых держится известность предприятия. Потому что поддержание не только своего имени, но и имиджа компании в целом зависит от рекламной продукции полиграфии. И поэтому для них этот термин имеет несколько иной смысл. Она по своим возможностям может удовлетворить спрос любого клиента: не только частного лица, но и крупного предприятия и организации, которые нуждаются в полиграфической продукции.
Современная полиграфия - это одна из отраслей промышленного значения, которая занимается размножением печатного материала, а также выпуском книг и журналов, газет, этикеточной и упаковочной продукции. И предлагаемые услуги в форме выпуска разнообразной продукции востребованы среди рекламодателей. Поэтому сегодня полиграфия - это возможность удовлетворить спрос любого клиента.
Для многих фирм оформленные в бумажном носителе визитки, разнообразные постеры, различная рекламная продукция, которая пользуется спросом - это способ привлечь внимание потребителей. Поэтому для них полиграфия - это возможность получить нужный товар по запросам и потребностям, она становится неотъемлемой частью их профессиональной деятельности.
В полиграфической продукции основное место занимает дизайн полиграфии, потому что от этого зависит будущее организаций сферы сбыта товаров. Для людей, к примеру, это просто красочно оформленное приглашение, которое приятно держать в руках, которое поднимает настроение. Специалисты, работающие в этой сфере, предоставляют полный комплекс услуг, рассчитанный на любую аудиторию потребителей. Потому что дизайн полиграфии любого проекта исполнения несет смысловую нагрузку и играет роль побуждающего фактора к приобретению товара или услуги.
Сам термин "полиграфия" - это понятие обобщенного значения, его можно отнести как к отдельной сфере производства печатных материалов, так и к товарам, выпускающимся типографским способом. Но смысл от этого не меняется. И все зависит от различного направления деятельности печатной отрасли, а также от количества продукции полиграфии, которую применяют в различных целях.
Понятие "оперативная полиграфия" - это выпуск и производство разнообразной продукции в печатном варианте. Подразумевает небольшой тираж изделий за очень короткое время с переносом различного цвета красок носителя и включает несколько процессов технологии, связанной с понятием "оперативная печать".
Печатание с готового макета товара и есть оперативная печать. И она может быть офсетной и цифровой. Потребность в оперативной печати возникает в самых различных ситуациях, к примеру, когда требуются дополнительные тиражи уже готового продукта, либо возникает необходимость в создании нового. тоже относятся к оперативной печати.
Продукты рекламы мы неизбежно видим ежедневно и всюду: в быту, скверах и парках, уличных проспектах, офисах. Соответственно, и рекламные товары, выпускаемые типографией, очень широки по количеству ассортимента. Его основой является идея, уровень дизайнерского мастерства и качественная печать. Поэтому для производства буклетов, каталогов и плакатов необходима тщательная подготовка с разработкой уникальных идей, слоганов и единых стилей.
К продуктам этого вида полиграфии относятся:
ПОЛИГРАФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Как правило, многие считают полиграфию отраслью по производству печатных изделий. Другие называют полиграфией всю ту продукцию, которую производят современные типографии. В принципе, правы и те и другие.
Полиграфия — обобщенное понятие как для различных направлений отрасли печатной промышленности, так и огромного многообразия полиграфической продукции, ежедневно применяемой нами в самых разных целях. С полиграфией мы сталкиваемся ежедневно: и дома, и на улице, и в офисе. Ассортимент продукции полиграфии, выпускаемой современными типографиями, невероятно широк: это листовки и буклеты, книги, журналы и газеты, плакаты и постеры, брошюры и каталоги, открытки и приглашения, упаковка, этикетки, наклейки, стикеры и даже бюллетени для выборов в государственные органы власти. Без полиграфии и полиграфической продукции в наше время невозможно существование бизнеса, к какой бы сфере он ни принадлежал.
Согласно определению, полиграфия — это процесс многократного получения изображения (его тиражирования) на запечатываемом материале путем переноса краски с какого-либо носителя. И занимаются этим процессом тиражирования печатных изделий (иначе говоря, печатью или печатанием) полиграфические предприятия — типографии.
Цифровая печать — один из наиболее популярных современных методов печати в полиграфии. С помощью этого способа печати возможно печатать документы непосредственно с компьютера, без дополнительных процессов допечатной подготовки. Это существенно экономит время на процесс производства печатной продукции.
Цифровая печать — это технология получения оттисков с использованием переменной печатной формы. Изменениями в печатной машине на каждом этапе управляет компьютер издательской системы. Печать малых тиражей методом цифровой печати очень выгодно и рентабельно за счет экономии на допечатных дорогостоящих операциях.
Цифровая печать дает возможность изготавливать малые тиражи полиграфической продукции и предоставлять заказчикам большой ассортимент печатных услуг по изготовлению того или иного вида полиграфических изделий. Качество отпечатков не ниже, чем в офсетной печати, но вместе с тем при использовании метода цифровой печати становиться возможным персонификацировать отпечатки, оперативно изменять текст или изображения. Значительно снижается не только стоимость допечатной подготовки, т.к. не изготавливаются печатные формы и пленки, но и риск потери качества на этих стадиях печати. Для цифровой печати характерно использование любого носителя — бумаги, самоклеющейся основы.
С помощью цифровой печати можно изготавливать визитки, листовки, буклеты, календари различных видов, бланки, самокопирующие документы, флаеры, воблеры, стикеры и многое другое. Говоря об оборудовании для цифровой печати, можно отметить, что рынок предлагаемого полиграфического оборудования для цифровой печати на сегодняшний момент богат различным оборудованием (цифровые печатные машины и печатные системы для промышленных типографий, копиры, принтеры). Цифровая печать широко применяется для печати малотиражных рекламных или коммерческих изданий, в которые могут быть внесены изменения в процессе изготовления тиража даже после печати каждого экземпляра.
Исходя из всего вышесказаноого можновыделить следующие преимущества цифровой печати перед офсетной.
Качество рекламной полиграфии складывается из трех составляющих - это идея, уровень дизайна и качество печати. Поэтому при правильном подходе работа над рекламным буклетом, каталогом, плакатом должна начинаться с разработки оригинальной идеи, слогана, единого стиля. После чего уже задача дизайнера — найти наиболее оптимальный и точный способ ее воплощения (будь то фотосъемка, трехмерные изображения, привлечение художника и пр.). И только на заключительном этапе осуществляется подбор типографии в соответствии с особенностями дизайна и требованиями к печати.
Непосредственно сам цикл производства печатной продукции (печати) происходит в три этапа.
Первый этап - это подготовка макета к печати: проверка готового макета, приведение макета к требованиям по изготовлению того или иного вида печатной продукции, сборка спусковых полос (распределение особым образом полос макета для последующей послепечатной обработки) и т.д. Второй этап - собственно сам процесс печати. Как ни странно, но в большинстве случаев этот этап занимает меньше всего времени во всем цикле производства и обуславливается в основном техническими характеристиками и состоянием печатной машины. Ну и последний, третий, этап производства печатной продукции - послепечатная обработка. Сюда входит множество разновидностей процессов для придания нужного внешнего вида печатной продукции. Обрезка печатного листа, фальцовка (для буклетов), брошюровка (для каталогов, журналов), переплетные работы (папки, дипломы, ежедневники), высечка и др. Качественная послепечатная обработка придает изделию индивидуальность, задуманную еще дизайнерами, и выделяет готовый продукт среди прочих. Любой вид печатной продукции нуждается в послепечатной обработке, как минимум в резке. В некоторых случаях время, необходимое на послепечатную обработку при изготовлении данного изделия, может в несколько раз превышать время, затраченное на печать и даже на разработку и подготовку макета.
Формат бумаги — стандартизованный размер бумажного листа. В разных странах в разное время были приняты в качестве стандартных различные форматы. В настоящее время доминируют две системы: международный стандарт (A4 и сопутствующие) и североамериканская. Международный стандарт на бумажные форматы, ISO 216, основан на формате бумажного листа, имеющего площадь в 1 м². Стандарт был принят всеми странами, за исключением Соединённых Штатов и Канады. В Мексике и на Филиппинах, несмотря на принятие международного стандарта, американский формат «Letter» по прежнему широко используется. Все форматы бумаги ISO имеют одно и то же отношение сторон, равное квадратному корню из двух, это отношение примерно равно 1:1,41. Наиболее широко известный формат стандарта ISO — формат A4. Также этот стандарт предполагает три серии форматов — A, B и C.
Серия A | Размер | Серия B | Размер | Серия C | Размер |
A0 | 1189x841 мм | B0 | 1000x1414 мм | C0 | 1297x917 мм |
A1 | 841x594 мм | B1 | 707x1000 мм | C1 | 917x648 мм |
A2 | 594x420 мм | B2 | 500x707 мм | C2 | 648x458 мм |
A3 | 420x297 мм | B3 | 353x500 мм | C3 | 458x324 мм |
A4 | 297x210 мм | B4 | 250x353 мм | C4 | 324x229 мм |
A5 | 210x148 мм | B5 | 176x250 мм | C5 | 229x162 мм |
A6 | 148x105 мм | B6 | 125x176 мм | C6 | 162x114 мм |
A7 | 105x74 мм | B7 | 88x125 мм | C7 | 114x81 мм |
A8 | 74x52 мм | B8 | 88x62 мм | C8 | 81x57 мм |
Серия A
Наибольший стандартный размер, A0, имеет площадь в один квадратный метр. Длинная сторона листа имеет длину, равную корню четвёртой степени из двух, что примерно равно 1,189 м, длина короткой стороны — это обратное значение от указанной величины, примерно 0,841 м, произведение этих двух длин даёт площадь в 1 м². Размер A1 получается разрезанием листа A0 вдоль короткой стороны на две равные части, в результате чего отношение сторон сохраняется. Это позволяет получать один стандартный формат бумаги из другого, что было невозможно при использовании традиционных размеров. Сохранение отношения сторон означает также, что при масштабировании изображения от одного формата к другому, сохраняются пропорции изображения. Формат А1 — это А0 разрезанный пополам. Другими словами, высота А1 = ширине А0, ширина А1 = половине высоты А0. Все форматы меньше А1 получаются аналогичным образом. Если разрезать формат An параллельно его короткой стороне на две равные части, получится формат A(n+1). Стандартными значениями высот и ширин форматов бумаги считаются их округленные до целого значения в миллиметрах.
Серия B
Помимо серии форматов A, существуют также менее распространённые форматы серии B. Площадь листов серии B является геометрическим средним двух последующих листов серии A. Например, B1 по размеру находится между A0 и A1, с площадью в 0,71 м². В результате, B0 имеет размеры 1000x1414 мм. Серия B почти не используется в офисе, но имеет ряд специальных применений, например, в этих форматах выходят многие постеры, B5 часто используется для книг, также эти форматы применяются для конвертов и паспортов.
Серия C
Серия C используется только для конвертов и определяется в ISO 269. Площадь листов серии C равна геометрическому среднему листов серий A и B с тем же номером. Например, площадь C4 есть геометрическое среднее от площади листов A4 и B4, при этом С4 немного больше A4, а B4 немного больше С4. Практический смысл этого в том, что лист A4 можно вложить в конверт C4, а конверт C4 можно вложить в плотный конверт B4.
Полиграфическая (печатная) продукция является главным средством мас-совой информации и общения между людьми, мощным орудием про-паганды политических, научных знаний, средством политической борьбы и выражения общественного мнения, а также хранителем ду-ховных ценностей всех веков и всех народов. Выпускаемая в настоящее время печатная продукция очень разно-образна по своему виду, конкретному назначению, срокам издания, техническому исполнению. Ниже перечислены наиболее востребованные на данный момент виды печатной продукции.
Бланк
Бумажный лист, как правило формата А4 и менее, содержащий элементы фирменного стиля или информацию постоянного характера (накладные, акты и т.п.), предназначен для последующего заполнения.
Бланки самокопирующие
Несколько листов специальной самокопирующей бумаги, скрепленных с одной стороны при помощи специального клея, позволяющего легко разделять листы.
Листовка
Бумажный лист, как правило формата А4, запечатанный с одной или обеих сторон, в одну- или несколько красок, рекламного или информационного содержания. Предполагает несколько более высокое качество полиграфического исполнения, чем у бланка.
Буклет
Непериодическое листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного (сложенного) в 2 и более сгибов.
Брошюра
Непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 4 страниц, соединенных между собой при помощи клея, пружины, шитья скрепкой или ниткой.
Календарь
Печатное издание, обязательно имеющее в своем составе календарную сетку. Календари бывают: карманные, квартальные, перекидные календари на ригеле, календари "домик" и "домик перекидной".
Визитная карточка
Листок плотной бумаги или картона, обычно формата 50х90 мм (иногда других форматов), содержащий сведения о человеке или фирме.
Папка
Изделие из плотной бумаги, картона или полимера, предназначенное для хранения небольшого числа листов бумаги. В основном используется как элемент фирменного стиля. Различают несколько видов: цельнокройные (изготавливаются из целого листа материала), с приклеенными карманами (карман-клапан изготавливается из отдельного листа материала и затем приклеивается к "корочкам"), с замковым скреплением (папку можно разложить в плоскость, а затем собрать вновь, не разрывая ее), с клеевым скреплением.
Блокнот
Сшитая или склеенная с торца стопка бумаги, чистой или с нанесенными элементами фирменного стиля, с обложкой.
Конверт
Один из видов носителя фирменного стиля. Существует большое разнообразие видов конвертов.
Кубарик
Стопка бумаги небольшого формата, проклеенная с одной стороны для лёгкости отрыва. Используется для оперативных записей. Как правило, несет элементы фирменного стиля.
Этикетка
Листок специальной (этикеточной) бумаги небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции. Предполагает клеевой способ крепления.
Ярлык
Листок картона небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её, предполагающий навесной способ крепления.
Послепечатной обработкой называют все операции с отпечатанной продукцией, которые выполняются после того, как отпечатанный тираж выходит с печатной машины, и до того момента, пака тираж не будет передан заказчику. Другими словами, послепечатная обработка - это финальный этап в производстве полиграфической продукции. Некоторые виды послепечатной обработки производятся только для отдельных типов печатной продукции, а некоторые - для всех сразу. Так, например, ламинирование возможно только для бумажной продукции, а высечка же - для всех видов, в том числе и изделий из пластика. Ниже перечислены основные виды послепечатной обработки в цифровой печати.
Разрезка листов
Конечный размер печатного листа в полиграфии формируется с помощью листовой резки — этапа послепечатной обработки, который не может избежать ни один вид печатной продукции по причине ряда технологических ограничений, возникающих при печати как офсетом, так и цифровым способом.
Готовые листы складывают в стопу и обрезают с каждой стороны — так убирают белые поля (так называемая незапечатываемая площадь) и придают листам точные размеры и нужную форму. Этот этап послепечатной обработки называют подрезкой. Часто на одном листе располагается несколько будущих экземпляров печатной продукции (например, так печатают визитки), и после печати их также разделяют с помощью листовой резки — это будет называться разрезкой.
Что касается моделей брошюр, каталогов и другой полиграфии, в которой не используется пружинный переплет — их обрезают, предварительно завершив все технологические операции, в том числе переплетение листов. Это вызвано тем, что так получается идеально точный размер листа и аккуратный ровный срез готовой печатной продукции.
Биговка
Вид послепечатной обработки полиграфической продукции, при котором на бумаге или картоне в местах будущего сгиба обозначается линия в виде продавленной в бумагу дорожки. С помощью биговки бумажные изделия легче обретают требуемую форму, приобретают дополнительную прочность в местах сгиба и избегают растрескивания как бумаги, так и красочного слоя.
Выполняется биговка на специальных биговальных машинах или с помощью тупых ножей. После проведения биговки изделия складывают по этим линиям. Биговка применяется в основном для картона и всех видов бумаги, плотность которой превышает 175 г/м². Используют ее также на ламинированных поверхностях бумаги и там, где на сгибе идет сплошная запечатка. При этом количество линий сгибов не ограничено.
Фальцовка
Фальцовка представляет собой нанесение на бумагу линий сгиба без предварительного продавливания тупым ножом и может производиться как вручную, так и на специальном оборудовании. Ручной вариант используется при подготовке небольших тиражей. Фальцовка выполняется на бумагах средней плотности (до 150 г/м²), но если необходимо провести фальцовку для бумаги более 170 г/м² или картона, необходимо провести операцию биговки, это поможет сохранить хороший внешний вид продукции на сгибе.
Фальцовка позволяет оформить окончательный вид готовой продукции. Это могут быть буклеты, брошюры, каталоги, всевозможная рекламная продукция, чертежи и многое другое. Самый простой пример фальцовки — это рекламная листовка сложенная попалам.
Брошюровка
Брошюровка — технологический процесс, в результате которого соединяется некоторое количество листов в тетрадь, так называемую брошюру. Брошюрой принято называть издание объемом более 4 страниц блока соединенных между собой. Количество листов в изделии ограничивается выбранным способом брошюровки и задачами самой брошюры. Брошюровку используют для такой печатной продукции, как блокноты, брошюры, каталоги, тетради и др. Существует три основных вида брошюровки: скрепление скобой (скрепкой), клеевое бесшовное скрепление (термоклей) и навивка на пружину.
Скрепление скобой обычно применяют для брошюр, каталогов и журналов. Этим способом скрепляют, как правило, не более 40 листов. Если в печатном издании больше листов, то нужно уже использовать металлические пружины или термоклей (КБС). В зависимости от дизайна, формата и количества листов в блоке может использоваться 1, 2 или более скрепок. Брошюровку можно провести также шелковой или полиамидной нитью и использовать как элемент для многостраничных издании, таких как книги.
При клеевом бесшовном скреплении, элементы книжного блока скрепляют клеем КБС по корешку. При помощи КБС возможно скрепить изделия, блок которых состоит из бумаги плотностью не более 170 г/м², толщина корешка до 3 см. Данный способ брошюровки обычно используется для изделий, которые уже невозможно посадить на скрепку из-за большого количества страниц и плотной обложки. Как правило, это различные многостраничные изделия: каталоги, журналы, книги. Часто подобный способ скрепления применяют при оформлении годовых отчетов, рефератов, курсовых работ. Дизайн переплета может выполняться по желанию заказчика.
Очень часто брошюровку осуществляют с помощью пружин (гребенок). Подобный способ чаще всего используется для скрепления блокнотов и тетрадей, но также его используют и для каталогов, рефератов, планшетов и др. Отпечатанные листы блока и обложки перфорируются (пробиваются отверстия по краю) и скрепляются пружиной. Можно скрепить блок толщиной до 100 листов офсетной бумаги 80 г/м² (в зависимости от диаметра самой пружины). Преимущества такой брошюровки в том, что листы и обложку в изданиях можно при необходимости быстро заменить. В зависимости от объема и назначения продукции, может быть использована как металлическая пружина, так и пластиковая. Металлическая пружина выглядит менее презентабельно и эффектно, зато ее достоинством является прочность и надежность скрепления. Пластиковая пружина имеет более привлекательный вид, она практична и удобна в работе, но при какой-либо нагрузке (к примеру, при падении), пружина может повредить своей острой кромкой сброшюрованные листы бумаги.
Фольгирование
Фольгирование или тиснение фольгой представляет собой операцию нанесения блестящей металлической фольги в виде отдельных букв или определенных областей. Это придает эффект серебрения или позолоты, но может быть использована и фольга другого цвета — красного, зеленого, синего, желтого и др. Тиснение осуществляется на ручных, полуавтоматических и автоматических прессах для тиснения под воздействием высокой температуры или холодным способом.
Теснение фольгой позволяет придать готовой продукции особую привлекательность и более дорогой и изящный внешний вид. Процесс тиснения является дорогим, но очень эффектным, поэтому многие заказчики предпочитают данный способ отделки. Очень интересно выглядит тиснение на дизайнерских бумагах и пластике.
Кругление углов
Кругление углов используется при изготовлении изданий малого формата, чтобы сделать углы более круглыми, которые не загибаются как острые, не ломаются. К тому же после кругления углов изделие приобретает более аккуратный внешний вид.
Кругление углов применяется для календарей, визиток, блокнотов и т.д., и может производиться не только на бумажной продукции, но и для изделий из пластика (бейджей, бирок), а также на любом другом виде полиграфической продукции. В зависимости от размера изделия и используемого оборудования кругление углов производится с различным радиусом (стандартная величина — 6,38 мм). Кругление углов не портит изображение, не влияет на структуру материала, является чисто эстетическим этапом обработки печатной продукции.
Высечка
Высечка (вырубка) используется для придания уже готовому изображению необходимую форму, отличной от прямоугольной. Высечное оборудование позволяет при использовании пресса из цельного листа картона, бумаги, пластика или кожи получить форму любой сложности, уже готовую к употреблению или же нуждающуюся в последующей сборке. Используется для изготовления папок, коробок, воблеров, шелфтокеров, любых полиграфических изделий нестандартной формы. Самый простой пример использования кругления углов — карманный календарь 100x70 мм.
Перфорирование
Перфорация — это совокупность отверстий, расположенных в линию, в листовом или рулонном материале, обеспечивающая легкий и точный разрыв материала по этой линии. Создается при помощи специальных перфорационных ножей.
Перфорация используется при изготовлении различной печатной продукции: отрывные календари, блокноты, приглашения, билеты, купоны, почтовые марки, наклейки, блокноты на пружине, ежедневники с отрывными уголками. Выбор формы отверстия при перфорации: квадратные или круглые отверстия зависит от общего стиля продукции. Кроме того перфорация часто используется вместо биговки. Благодаря перфорации сгиб продукции из материалов высокой плотности получается аккуратным и бумага не переламывается. В качестве примера использования перфорирования можно рассматривать билеты на какой-либо концерт с отрывной частью "Контроль".
Ламинирование
Процесс покрытия изображений специальной прозрачной глянцевой или матовой пленкой толщиной от 80 до 250 мкм с лицевой стороны или с обеих сторон изображения. Данный способ обработки позволяет защитить изображение внешних механических, водных, химических, температурных воздействий, увеличить плотность изображения и придать привлекательный внешний вид.
Глянцевые плёнки значительно улучшают изображение, отлично передают цвета, делают краски контрастными, насыщенными, сочными и яркими. Отделка глянцевой плёнкой по визуальному эффекту похожа на УФ-лакирование, но обеспечивает более надёжную защиту издания от внешних воздействий (особенно на местах сгиба, среза и биговки). К недостаткам глянцевых плёнок можно отнести то, что при сильном освещении на ламинированной поверхности появляются блики, затрудняющие восприятие мелких деталей и текстовой информации.
Матовые плёнки исключают возникновение таких бликов, придают особую глубину и бархатистость рисунку, позволяет делать надписи на поверхности уже готового издания. Покрытие матовой плёнкой смотрится очень респектабельно и наиболее подходит для оформления дорогой рекламной и представительской продукции.
Ламинирование полиграфической продукции производится с помощью специального оборудования — ламинаторов. По способу крепления плёнки принято различать горячее и холодное ламинирование. При горячем — полиграфическое издание вместе с плёнкой прокатывается между нагретыми до нужной температуры валами. Сила нагрева определяется исходя из характеристик используемых материалов. При этом способе повышение температуры приводит к активации клеевого слоя, а давление, оказываемое валами, способствует присоединению (припрессовке) плёнки к изделию. В холодном ламинировании применяются плёнки с клеевой системой, реагирующей только на давление. Такой метод оправдан при особо чувствительных к температурному воздействию материалов.
Печатная продукция - изделия полиграфической промышленности. Значительную группу полиграфической продукции составляют различного рода печатные изделия (газеты, журналы, книги, плакаты, ноты, художественные репродукции и альбомы, открытки, географические и другие карты, календари, детские печатные игры и др.).
Другую, так называемую промышленную группу печатной продукции составляют упаковочные изделия, этикетки, учётно-отчётные документы, различные бланки, проездные и зрелищные билеты, тетради, печатные ёлочные украшения, ценные бумаги, обои и пр.
В основе полиграфического воспроизведения лежит принцип получения при помощи давления любого количества одинаковых изображений. Процесс получения печатной продукции распадается на следующие этапы: изготовление печатной формы, собственно печатание (получение оттисков на бумаге или другом материале) и отделка продукции.
По виду печатной формы в полиграфической технике различаются следующие основные технологические варианты: высокая, глубокая, плоская и трафаретная печать.
А — для высокой печати; Б — для глубокой печати: а — пробельный элемент; б — печатающий элемент
Высокая печать характеризуется тем, что печатающие элементы формы, которые должны передать краску на бумагу или другой материал, — рельефные, возвышающиеся над пробельными элементами, не передающими изображения. К формам высокой печати относятся: набор, служащий для воспроизведения текста, цинкография, ксилография (гравюра на дереве), линогравюра (гравюра на линолеуме), предназначенные для воспроизведения иллюстраций, а также стереотипы.
Глубокая печать отличается от высокой тем, что печатающие элементы формы углублены, а пробельные лежат на поверхности. Глубина печатающих элементов различна. Разновидностями глубокой печати являются широко распространенная ракельная глубокая печать, редко применяемые офорт, резцовая гравюра и другие способы, потерявшие промышленной значение.
Плоская печать характеризуется тем, что печатающие и пробельные элементы лежат практически в одной плоскости (без рельефа). Возможность печатания с такой формы основана на различных физико-химических свойствах печатающих и пробельных элементов, первые из которых хорошо воспринимают жирную краску, а вторые, удерживая на себе влагу, не принимают жирной краски. К плоской печати относятся: офсетная печать, литография, фототипия .
Офсетная печать (офсет) — способ печати, при котором изображение передается на бумагу не непосредственно с формы, как это имеет место в типографской машине, а через промежуточный эластичный резиновый вал.
Литография — печатание с форм, изготовленных на камне или алюминии.
Трафаретная печать основана на применении формы с печатающими элементами, пропускающими сквозь себя краску, и пробельными, покрытыми изолирующим материалом, не пропускающим краску. К трафаретной печати относятся шелкотрафаретные формы, в которых печатающие и пробельные элементы образованы на натянутой на раму шёлковой ткани (тонкой сетке).
Наибольшее распространение в настоящее время имеет высокая печать, основным видом печатной формы которой является типографский набор; текст в наборной форме воспроизводится составлением слов, фраз и т. д. из рельефных элементов — литер, комплект которых образует так называемый шрифт. Для измерения шрифта и наборных форм применяется типографская система мер, единицами которой являются пункт, равный 0,376 мм, и квадрат, равный 48 пунктам, или 18 мм.
Типографские шрифты
различаются по языку (русский, латинский, армянский и др.), по размерам, рисункам и начертаниям. Размер шрифта называется кеглем
; он определяется по расстоянию между верхней и нижней стенками литеры и измеряется в пунктах (например, в кегле 10 расстояние между этими стенками равно 10 пунктам, или 3,76 мм). Комплект шрифта одного и того же рисунка, но разных размеров и начертаний, называется гарнитурой
.
Рисунки шрифтов различаются по некоторым деталям, контрасту (отношению толщин основных и соединительных штрихов букв) и другим графическим признакам. Внутри гарнитур шрифты, кроме размеров, различаются по начертаниям: прямые и курсивные (наклонные); светлые, полужирные и жирные; нормальные, узкие и широкие. В СССР конца пятидесятых-шестидесятых годов ассортимент типографских шрифтов определялся ГОСТ 3489—57, включавшим различные гарнитуры, использовавшиеся в разных видах печатной продукции.