Фас россии. Как происходит рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе госзакупок? Ч 4 статьи 67 44 фз

Нужен кредит

Рассмотрению первых частей заявок на электронный аукцион посвящена статья 67 Закона 44-ФЗ. Если заявка будет составлена с нарушениями или подана не вовремя, до торгов вас могут не допустить. Расскажем, как правильно составить и подать заявку на аукцион.

Необходимость статьи 67 федерального закона 44-ФЗ

Заявка на аукцион состоит из двух частей. Требования к содержанию заявки указаны в 44 фз. Первая часть содержит:

  • если предметом контракта является поставка товара – согласие на поставку и показатели продукции, которые соответствуют положениям документации о закупке;
  • если контракт будет заключен на работы или услуги – согласие на их выполнение на условиях, установленных заказчиком;
  • первая часть заявки может содержать изображение поставляемого товара в виде фотографии, чертежа, эскиза и т.д.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Вторая часть содержит:

  • сведения об участнике – ФИО, данные паспорта и место жительства для ИП, наименование, адрес – для организаций;
  • подтверждение соответствия требованиям заказчика (например, наличие специального разрешения на работы – лицензии, наличие квалифицированного персонала);
  • декларация об отсутствии задолженности по обязательным сборам. Также она содержит заверение участника о том, что в отношении него не проводится процедура банкротства, и он ведет свою деятельность без ограничений со стороны надзорных органов;
  • копии бумаг, которые подтверждают, что продукция отвечает установленным требованиям;
  • решение об одобрении крупной сделки – его оригинал или снятая копия;
  • если участник имеет права на преимущества, - соответствующая декларация (например, о принадлежности к МСП).

Требовать сведения и документы, не установленные законом о контрактной системе, от участника не имеют права. Закон также содержит список документации о закупке, которую должен разместить заказчик. В этом перечне есть техзадание . Важно серьезно отнестись к этому документу. В нем могут содержаться значения диапазонов, ГОСТы или другие нормативно-технические документы, касающиеся товара, правила чтения сокращений и т.д. Все это пригодиться на этапе подачи заявки.

Как подать заявку на аукцион

Обе части заявки подаются в виде электронных документов одновременно. Это происходит через функционал ЭТП, на которой будут проходить торги. Для этого участник должен быть аккредитован.

Подать заявку, согласно требованиям, установленным в федеральном нормативном акте о контрактной системе, можно с момента размещения извещения и до конца срока подачи заявок. Заявка формируется в личном кабинете на площадке.

Оператор торговой площадки может отказать в приеме заявки в следующих случаях:

  • участник нарушил срок подачи заявок;
  • один участник подал 2 и более заявки (допускается подача лишь одной);
  • документы не подписаны усиленной электронной подписью;
  • заявка подана менее чем за три месяца до окончания аккредитации на ЭТП;
  • если на лицевом счете участника недостаточно средств для обеспечения заявки.

Рассмотрение первых частей заявок

Рассмотрению первых частей посвящена . Закон диктует порядок оценки заявок, причины их отклонения, сроки и т.д. Как сказано в пункте 2 рассматриваемой нами статьи, на рассмотрение первых частей у аукционной комиссии есть семь дней с того момента, когда кончился срок подачи заявок.

Данные, представленные в 1 частях заявок, проверяют на соответствие положениям документации о закупке. В итоге рассмотрения 1 частей заявок, их авторов признают участниками аукциона или отказывают в этом.

Использование ч. 4 ст. 67 44-ФЗ

В пункте 4 рассматриваемой статьи фз о контрактной системе говорится о том, когда комиссия может не допустить участника до закупки. Стоит сказать, что положения федерального закона содержат закрытый перечень оснований для недопуска участника. Их 2. Отказать по другим причинам заказчик не может.

В п 4 статьи сказано, что не допустить участника комиссия может, если:

  • участник не указал в заявке информацию, содержащуюся в положениях федерального закона;
  • указанные данные не соответствуют требованиям федерального закона или документации о закупке.

Применение ст. 67 закона 44 фз: протокол рассмотрения заявок

  • о порядковых номерах заявок;
  • о допуске или недопуске каждого участника с указанием, почему тот или иной участник не допускается к закупке (также указываются конкретные причины отказа);
  • сведения о решении каждого члена аукционной комиссии по каждому из участников, подавших заявку.

Все члены комиссии подписывают протокол, направляют его оператору ЭТП и размещают его в ЕИС.

Участники узнают о решении аукционной комиссии от оператора торговой площадки. После получения протокола он обязан в течение часа уведомить всех подавших заявки. В уведомлении должно содержаться обоснование отказа.

В ряде ситуаций рассмотрение заявок прекращается, а аукцион признают несостоявшимся . Это случается, когда:

  • не было подано ни одной заявки;
  • была подана лишь одна заявка.

Определение статьи 67 44-ФЗ

44 фз строго регламентирует процедуру проведения закупки вне зависимости от способа определения поставщика. Важная часть любой процедуры – оценка заявок. В аукционе предусмотрено 2 части заявки, рассматриваются они поочередно.

Рассмотрению 1 частей заявок посвящена статья 67 44-ФЗ. В этой статье указаны сроки рассмотрения 1 частей заявок, действия членов аукционной комиссии, а также основания, по которым заявку могут не принять.

Также в статье № 67 нормативного акта о контрактной системе говорится, что отклонять заявки и не допускать участников по иным основаниям, не указанным в законе, федеральные заказчики не имеют права. В законе предусмотрено два основания для недопуска авторов 1 частей заявок к закупке:

  • предоставление не всех необходимых данных или неполного пакета документов;
  • предоставление данных, которые не соответствуют требованиям закона и документации заказчика.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе

  • проверено сегодня
  • закон от 28.03.2019
  • вступила в силу 01.01.2014

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2014

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии её членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

Указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признаётся несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся.

В течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 настоящей статьи протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок, сведения о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров российского происхождения в случае, если документацией об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона. В случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.


В целях осуществления контроля над расходованием бюджетных средств органы власти проводят закупки товаров или услуг в порядке открытого конкурса (аукциона). Сведения о конкурсе размещаются на официальном портале в сети интернет, и участвовать в конкурсе может любое физическое или юридическое лицо путем подачи заявки.

Правила рассмотрения заявки определяются в ст. 67 , закона № 44.

Сфера регулирования ст. 67 44-ФЗ

Протокол подлежит размещению в ЕИС до окончания срока рассмотрения заявок (ч. 7 ст. 67). Часть 9 ст. 67 гласит, что данные протокола о допущенных и не допущенных к дальнейшему участию в аукционе лицах, а также о причинах недопуска и об иностранном происхождении предлагаемых товаров или услуг должны быть опубликованы в ЕИС в течение часа с момента подписания .

Применение положений статьи

Основные проблемы при применении положений ст. 67 возникают при обосновании законности допуска или недопуска отдельных участников к дальнейшему участию в аукционе. Для решения таких проблем в комиссию, рассматривающую первые части заявок на конкурс, привлекаются независимые эксперты, а решения комиссии проверяются сотрудниками антимонопольной службы (ФАС).

Решение комиссии может быть обжаловано в суде по инициативе участников или независимых экспертов, контролирующих ход конкурса.

Необоснованный допуск или отказ участнику закупки может привести к привлечению членов комиссии к ответственности по части 2 ст. 7.30 КоАП , которая предполагает наложение штрафа в размере 5000-30000 рублей.

Чтобы избежать судебных разбирательств с комиссией при рассмотрении первых частей заявок по ст. 67 закона №44, необходимо:

  • приводить все известные характеристики предлагаемых товаров или услуг;
  • указывать характеристики в требуемых аукционной документацией диапазонах;
  • избегать предложения товаров или услуг с более подходящими, но другими показателями, чем требуется по условиям закупки;
  • конкретизировать значения показателей (или диапазоны значений).

Пример конкретизации значений для товара: указание не срока годности, а даты окончания такого срока для каждой конкретной единицы товара.

Приведение даже малозначимых, на взгляд участника, характеристик предлагаемого товара или услуги поможет предотвратить отказ по причине указания неполных сведений в заявке.сведения о себе или предлагаемом товаре, подстраиваясь под условия конкретного аукциона.

Также закон № 504 дополнил обязательное содержание протокола сведениями об иностранном происхождении товара , предлагаемого участником закупки.

Возможность прохождения первого этапа электронного аукциона во многом зависит от правильного составления первой части заявки. Важно обращать внимание на полноту сведений о товаре или услуге, достоверность информации, а также наличие подтверждающих документов. Сведения о товаре должны быть адресованы конкретным пунктам конкурсной документации.

РЕШЕНИЕ

по делу № 15-06/03-89

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в составе:

Р.А. Литвинова - председателя Комиссии, начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,

С.В. Моисеева - члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,

А.А. Тынянкиной - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,

с участием:

Дегтяревой М.К., представителя ГБУЗ «Городская детская поликлиника №2» по доверенности от 03.03.2015 года № 21,

Банько Ю.В., представителя Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области по доверенности от 03.02.2015 года № 2,

Хариной Н.С., представителя Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области по доверенности от 10.02.2015 года № 5,

Харьковой Т.А., представителя Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области по доверенности от 03.02.2015 года № 3,

В отсутствие представителей ИП Федичкина Ф.С., надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения данного дела,

рассмотрев материалы дела № 15-06/03-89, возбужденного по жалобе ИП Федичкина Ф.С. на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме «поставка канцелярских товаров» (номер извещения 0129200001915000883 ),

УСТАНОВИЛА:

В Управление 27.02.2015 года (вх. эл. почта № 586) поступила жалоба ИП Федичкина Ф.С. (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме «поставка канцелярских товаров» (номер извещения 0129200001915000883).

Согласно доводам жалобы Заявителя, аукционная комиссия необоснованно отказала индивидуальному предпринимателю в допуске к участию в электронном аукционе.

При рассмотрении жалобы представители Заказчика, Уполномоченного органа возражали против заявленных требований, в удовлетворении жалобы просили отказать.

Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами, Комиссия Управления пришла к следующим выводам по существу доводов жалобы.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Главой 3 параграфом 2 Закона о контрактной системе установлены требования и порядок проведения закупок путем аукциона в электронной форме (электронный аукцион).

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).

Комиссией установлено, что 11 февраля 2015 года Уполномоченным органом - Комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, публично объявлено о проведении аукциона в электронной форме «поставка канцелярских товаров» (номер извещения 0129200001915000883), с начальной (максимальной) ценой контракта 167 991,20рублей, для нужд Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская детская поликлиника № 2», посредством размещения извещения о проведении указанного аукциона в электронной форме на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).

Из ч. 1 ст. 66 Закона о контрактной системе следует, что подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке.

В п. 25 Раздела 2. «Информационная карта электронного аукциона» документации об аукционе в электронной форме, в числе прочего, установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:

Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Таблице 1. Раздела 3. документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Указанное требование к содержанию первой части заявки на участие в электронной форме установлено в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В ходе рассмотрения первых частей заявок аукциона в электронной форме, заявке Заявителя был присвоен порядковый номер 357221. Согласно протоколу № 02-98.1ЭА рассмотрения заявок (первых частей) на участие в аукционе в электронной форме от 24.02.2015 года, заявка с порядковым номером 357221 была отклонена аукционной комиссией по следующим основаниям: «п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013, и п.5.1.4. Раздела 1 "Общие условия проведения электронного аукциона " документации об электронном аукционе, так как представленные участником закупки сведения не соответствуют требованиям, указанным в пп. б п.1 ч.3 ст.66 закона №44-ФЗ и п.25 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона", а именно:
согласно требованиям, указанным в таблице 1 Раздела 3 "Техническое задание" требовалось в п.7 «Маркер по стеклу» с характеристикой «Маркер по стеклу, ширина линии письма в диапазоне 4 - 15мм», участник закупки предлагает к поставке в п.7 «Маркер по стеклу Германия» с характеристикой «Маркер по стеклу, ширина линии письма в диапазоне 4 мм».

Комиссия Управления установила, что аукционная комиссия правомерно отклонила первую часть заявки Заявителя по основаниям, установленным в протоколе № 02-98.1ЭА рассмотрения заявок (первых частей) на участие в аукционе в электронной форме от 24.02.2015 года на основании следующего.

Наименование и характеристики поставляемого товара определены Заказчиком в Таблице № 1 Раздела 3. «Техническое задание» документации об аукционе в электронной форме.

В п. 8 Приложение № 2 к Разделу 2. «Информационная карта электронного аукциона» документации об аукционе в электронной форме «Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе» установлено, что если в техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого не может изменяться в ту или иную сторону, участником аукциона должен быть предложен товар именно с таким значением показателя .

В п. 7 Таблицы № 1 Раздела 3. «Техническое задание» документации об аукционе в электронной форме, в числе прочего, установлены следующие требования к поставляемому товару: «Маркер по стеклу, ширина линии письма в диапазоне 4-15 мм, смываемый, цвет черный». То есть, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, участник закупки при указании характеристик маркера «в диапазоне 4-15 мм» должен предложить товар именно с таким значением показателя «в диапазоне 4-15 мм».

Вопреки указанному выше п. 8 Приложения № 2 к Разделу 2. «Информационная карта электронного аукциона» документации об аукционе в электронной форме «Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе» в п. 7 таблицы «Спецификация» первой части заявки Заявителя, в числе прочего, указано следующее: «Маркер по стеклу, ширина линии письма в диапазоне 4 мм, смываемый, цвет черный».

Таким образом, первая часть заявки Заявителя не соответствует требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме по изложенным выше обстоятельствам.

Следовательно, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что жалоба ИП Федичкина Ф.С. является необоснованной.

По результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссией Управления установлено следующее.

Как указывалось выше, в п. 25 Раздела 2. «Информационная карта электронного аукциона» документации об аукционе в электронной форме, в числе прочего, установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:

Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Таблице 1. Раздела 3. документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара .

Согласно протоколу № 02-98.1ЭА рассмотрения заявок (первых частей) на участие в аукционе в электронной форме от 24.02.2015 года, заявка с порядковым номером 357257 была допущена аукционной комиссией к участию в электронном аукционе в электронной форме.

Однако, Комиссией Управления установлено, что в первой части заявки с порядковым номером 357257 по позициям со 2 по 9 не указано наименование страны происхождения товара, а имеется лишь указание на производителя товара, что является ненадлежащим исполнением требований п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и п. 25 Раздела 2. «Информационная карта электронного аукциона» документации об аукционе в электронной форме, в которых прямо установлено требование об указании наименования страны происхождения товара.

Следовательно, аукционная комиссия необоснованно допустила к участию в аукционе в электронной форме участника закупки с порядковым номером заявки 357257 в связи с тем, что указанная заявка должна быть отклонена аукционной комиссии на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, а именно непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссией Управления установлено, что аукционной комиссией Уполномоченного органа - Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, в составе: Бахина В.В., Чупахиной А.Д., Малаховой М.М., нарушены требования п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленных в действиях аукционной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе путем аннулирования закупки.

По результатам проведения внеплановой проверки процедуры осуществления закупки иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Федичкина Ф.С. на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме «поставка канцелярских товаров» (номер извещения 0129200001915000883 ) необоснованной.

2. Признать аукционную комиссию Уполномоченного органа - Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, в составе: Бахина В.В., Чупахиной А.Д., Малаховой М.М. - нарушившей п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный Суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Организация принимала участие в аукционе на поставку товара по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В условиях аукциона было указано требование о годе выпуска товара - 2018 год. Инструкция по заполнению заявки не предусматривала необходимости указания в первой части заявки года изготовления товара. Участник включил соответствующую информацию в заявку по собственной инициативе. В предложении организации (в первой части заявки, то есть там, где указываются конкретные показатели, и во второй части заявки) организация указала выпуск товара - второе полугодие 2017 года. Заказчик признал заявку соответствующей требованиям аукционной документации, ссылаясь на то, что год выпуска не является конкретным показателем.
В контракте тем не менее указан год выпуска - 2018. Заказчик обязывает осуществить поставку товара в 2018 году.
Должен ли был заказчик отклонить организацию от участия в аукционе по несоответствию года выпуска товара? Если должен был, то согласно каким нормам? Является ли год изготовления товара конкретным показателем.
В случае признания организации победителем, должен ли заказчик изменить условие в контракте согласно предложению организации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик должен был отклонить указанную заявку на основании Закона N 44-ФЗ по причине несоответствия года выпуска товара, предлагаемого к поставке, году выпуска товара, указанному в аукционной документации.
Стороны не вправе включить в проект контракта условие о поставке товара 2017 года изготовления.
Квалификация года изготовления товара в качестве конкретного показателя применительно к описанной ситуации не имеет значения.

Обоснование позиции:
В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) участник закупки не допускается к участию в аукционе, в частности, в случае несоответствия информации, предусмотренной Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
Следовательно, поскольку в рассматриваемой ситуации указанная в первой части заявки информация о товаре (а именно, о годе его изготовления) не соответствует требованиям документации об аукционе, аукционная комиссия должна была принять решение об отказе в допуске участника закупки к участию в аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона 44-ФЗ (смотрите, например, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/3371 (опубликовано 3 июня 2016 г.).
При этом, как мы полагаем, не имеет значения то обстоятельство, что не соответствующая требованиям документации об аукционе информация о годе изготовления товара включена участником в первую часть заявки по собственной инициативе, ни квалификация этой информации (как конкретного показателя или показателя, не являющегося конкретным). Аукционная комиссия не вправе на этом основании проигнорировать факт наличия в заявке информации, не соответствующей требованиям документации об аукционе: указание такой информации в заявке, по смыслу N 44-ФЗ, должно лишать подавшего эту заявку участника возможности участвовать в аукционе ( Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27.12.2016 N 06-1093/16т, Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16.08.2016 N 353/16, признанное законным решением Арбитражного суда Сахалинской области от 01.02.2017 по делу N А59-5431/2016, оставленным без изменения Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 N 05АП-2448/17 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.07.2017 N Ф03-2892/17 по делу N А59-5431/2016).
Согласно Закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт (за некоторыми исключениями, не относящимися к рассматриваемой ситуации) заключается с победителем такого аукциона. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч. 10 указанной статьи). При этом Закона N 44-ФЗ предусматривает, что в размещаемый заказчиком в единой информационной системе проект контракта включается, помимо предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, цены контракта, также указанная в заявке информация о товаре (в том числе конкретных показателях товара).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации возникает ситуация, когда в проект контракта, который должен соответствовать условиям, указанным в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, формально должна быть включена содержащаяся в заявке участника информация о товаре, таким условиям не соответствующая. На наш взгляд, это противоречие (явившееся, подчеркнем, следствием неправомерных действий заказчика, допустившего участника к участию в аукционе) должно разрешаться с учетом общего смысла положений N 44-ФЗ, который предполагает, что условия, не соответствующие показателям товара, предусмотренным извещением и документацией об аукционе, не могут быть включены в контракт. Поэтому единственным по существу вариантом поведения заказчика в описанной ситуации может быть отказ от включения в проект контракта информации о годе изготовления товара, указанном в заявке победителя аукциона. Последний, в свою очередь, лишен возможности требовать от заказчика включения в контракт соответствующей информации, поскольку это не соответствовало бы смыслу N 44-ФЗ, нарушало бы установленный им запрет на изменение условий контракта при его заключении, а также нарушало бы права иных участников аукциона ( Закона N 44-ФЗ, смотрите также, например, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.02.2017 по делу N А75-14232/2016, оставленное без изменений Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 N 08АП-3365/17).
Таким образом, описанная в вопросе ситуация сложилась в результате несоблюдения участником закупки положений документации об аукционе и нарушения заказчиком положений N 44-ФЗ. Алгоритм легального выхода из подобной ситуации законодательством прямо не предусмотрен. Не может быть предложен такой алгоритм и в рамках данной консультации. Это связано, в частности, с тем, что развитие ситуации зависит от множества обстоятельств. Так, например, победитель аукциона, прочие участники закупки и ряд иных лиц вправе обжаловать в контрольный орган в сфере закупок и суд неправомерные действия заказчика. Последствием такого обжалования может явиться в том числе и аннулирование определения контрагента (смотрите, например, Закона N 44-ФЗ). Мы не можем исключить и иных вариантов разрешения сложившейся ситуации. В случае возникновения спорной ситуации (например, отказ участника от заключения контракта на условиях, предлагаемых заказчиком, признание участника уклонившимся от заключения контракта и т.п.), она может быть разрешена лишь судом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковалева Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.