Группы социального дна и их признаки. Тема урока: "Социальное "дно": проблемы общественного отношения и государственной политики" Социально опущенные люди

Вложить деньги

Кадр из сериала "Чёрное зеркало"

В третьем сезоне сериала "Чёрное зеркало" есть такой эпизод "Нырок" (Nosedive). По сюжету эпизода, главная героиня Лейси живет в мире, где люди могут ставить друг другу оценки и влиять на личный рейтинг. Чтобы иметь возможность купить дом в хорошем районе, получить приоритетное право на билет на самолёт перед вылетом, взять автомобиль напрокат, наконец, просто попасть на вечеринку с состоятельными и добропорядочными людьми, нужен высокий рейтинг. Если рейтинг низкий, окно возможностей существенно сужается, и человек "ныряет" на социальное дно – собственно, отсюда и название серии.

Думаете, антиутопия? А вот и нет.

В Великом и Прекрасном Китае уже активно строят систему "социального кредита". Пока это всё на уровне эксперимента в нескольких городах, но к 2020 году власти собираются создать систему оценки поведения для всех 1,4 млрд граждан.

Каждому гражданину изначально присваивается рейтинг в 1000 баллов. Совершил положительный с точки зрения государства поступок (например, перевёл бабушку через дорогу или настучал на соседа, использующего VPN) – и твой рейтинг идёт вверх: тебе добавляют 30 баллов. Рейтинг вырос, и тебе дают скидку на оплату ЖКХ, кредиты в банке – по льготной ставке. По некоторым слухам, даже на сайтах знакомств твой профиль попадает в приоритетные.

Но вот ты (по какой-то причине) не заплатил налоги вовремя. Перешёл улицу в неположенном месте. Нарушил правила парковки (минус 5 баллов). Закурил сигаретку вне зоны для курения... Твой рейтинг идёт вниз. Рейтинг упал слишком низко – и ты не можешь купить билет на самолёт и поезд, не можешь приобрести недвижимость и автомобиль, твой ребёнок не пойдёт в хорошую школу, а ты сам не получишь доступ к высокоскоростному интернету! А что, удобно!

По замыслу властей, система проектируется таким образом, чтобы "благонадёжные могли путешествовать по всей Поднебесной, а неблагонадёжные не могли бы и шагу ступить"!

Самое интересное, что рейтинг работает, даже если сам человек или компания за ним не следит. Многие узнают, что их рейтинг слишком низкий, только тогда, когда их уже не пускают в самолет. А таких довольно много: по данным, приведённым в официальной газете "Глобал Таймс" , более 11 млн человек уже не пустили на самолёт, ещё 4 млн человек – на поезд. А раньше надо было думать!

Зачем всё это делается? Государство, как обычно, оправдывается, что люди ему попались не такие. В той же газете "Глобал Таймс" отмечается , что "современное китайское общество поражено болезнью недоверия – вот откуда берётся коррупция, просроченные вакцины, мошенничество, уклонение от уплаты налогов и плагиат в диссертациях!"

От всего этого, конечно же, спасёт государство и социальный рейтинг! Ян Лихун – жительница города, где проводится эксперимент – тоже так считает: "Я доверяю государству. А кому ещё доверять, как не ему?" Правда, говорить с журналистами она почему-то решила под вымышленным именем , на самом деле её зовут не Ян Лихун.

Рано или поздно эта система распространится повсеместно. Думаете, вас это не коснётся? Вы ведь не напиваетесь и не буяните в самолете, не переходите улицу в неположенном месте, платите налоги вовремя? Зря надеетесь. Это как с "Телеграмом" и "бузотёрами Навального": рано или поздно вас просто поставят перед фактом блокировок интернета, ребёнка не пустят в школу, а вам не выдадут водительские права. Раньше надо было думать.

Выделение групп населения в "социальное дно", как специфический слой, несомненно, носит условный характер. Однако эти группы имеют сходные черты: это люди, в основной своей массе отвергнутые обществом, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума. В то же время нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные проститутки - каждая из групп обладает и своими особенностями; но между ними нет жестких границ: бомж может быть нищим, а беспризорник бомжем. Тем не менее, указанные группы имеют свои главные признаки, специфику формирования и социально-демографические особенности, что позволяет их идентифицировать.

Основной признак группы "нищие" - просить подаяние в связи с потерей дохода или его катастрофическим падением при отсутствии помощи с какой-либо стороны (общества или близких людей) и невозможностью заработать их трудовым путем. Три четверти нищих проживают в своих квартирах (домах) либо у знакомых; две трети из них имеют среднее и высшее образование. Численность нищих увеличивается в связи с усилением бедности, вызванным кризисом "17 августа" - и вследствие роста безработицы, неплатежей заработков и пенсий, приобретающих широкомасштабный характер.

Бомжи - это фактически аббревиатура определения человека "без определенного места жительства". Очевидно, что отсутствие "крыши" над головой и есть главная характеристика данной группы. Бомжами становятся в результате освобождения из мест лишения свободы, семейного конфликта и ухода из дома, как следствие неправомерных сделок с жильем, а также вследствие вынужденной миграции (беженцы). Две трети бомжей обитают на вокзалах, в подвалах, на чердаках домов и "где придется". Больше половины из них имеют среднее и высшее образование. Новый фактор потери собственного жилья сегодня связан с неудачным ведением бизнеса, когда кредитор насильно выселяет должника без всяких решений правовых органов.

В третью группу входят только дети в возрасте от 6 до 17 лет. Это ее основной признак. Существует два источника формирования этой группы. Первый - дети убегают (уходят) из дома в результате конфликта или тяжелых семейных условий (алкоголизм родителей, насилие); второй – потеря родителей (смерть, тюрьма) или фактический отказ родителей от детей. Беспризорные дети могут проживать и в своих квартирах, но также вести образ жизни бомжей, если они остаются в одиночестве.

Последняя группа - уличные проститутки - отличается характером своей деятельности. Три четверти из них имеют жилище, остальные ведут себя как бомжи. Их минимальный возраст составляет 14 лет, что фактически свидетельствует о детской проституции. Алкоголизм, наркомания, криминальная деятельность становятся либо причинами, вызывающими скатывание на "дно", либо вторичными признаками по отношению к определяющим факторам. Выделенные группы характеризуются ими в разной степени.

Оценки, сделанные на основе результатов общероссийского исследования, показывают, что нижняя граница размеров социального дна составляет 10% от городского населения, или 10,8 млн. человек, в составе которых 3,4 млн. человек - нищие, 3,3 млн. человек - бомжи, 2,8 млн. человек - беспризорные дети и 1,3 млн. человек - уличные проститутки. Особого внимания заслуживают беспризорные дети, доля которых составляет 10% от численности детей в соответствующей возрастной группе. Это означает, что сегодня в условиях падающей рождаемости 63 тыс. родившихся в России оказываются ненужными их родителям, и они или отказываются, или готовы отказаться от своих детей.

Указанные выше цифры не совпадают с официальной статистикой. Так, по данным МВД РФ, бездомных в России от 100 до 350 тыс.

Катализатором процесса нисходящей мобильности главным образом выступают внешние средовые факторы, определяемые пониженным уровнем социальной поддержки (одинокие пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки) и социальной изоляцией (беженцы, наркоманы, криминальные элементы, цыгане). Психологическое состояние пауперов характеризуется нотой отчаяния и безысходности. Вместе с тем в их взгляде прослеживается весь спектр человеческих эмоций: отчаяние людей, попавших на дно сравнительно недавно и еще недостаточно социализированных в новой для себя среде (нищие), безнадежное спокойствие "старожилов" (бомжи, проститутки) и оптимизм беспризорных детей.

Анализ данных показывает, что социальное дно имеет преимущественно "мужское лицо", среди них - две трети мужчины и одна треть - женщины. Среди бездомных почти 90% мужчины; три четверти из них - люди в возрасте от 20 до 50 лет. Средний возраст нищих и бомжей приближается к 45 годам; у беспризорников он равен 10 годам, у проституток - 28 годам. Минимальный возраст нищих - 12 лет, а проституток - 14; беспризорничать же начинают с 6 лет.

Среди обитателей дна мало лиц с высшим образованием. Однако большинство нищих и бомжей имеют среднее и среднее специальное образование; в то же время 6% получили высшее образование; его имеют также бомжи и проститутки. В глазах общественности внешний вид пауперов является одним из основных индикаторов принадлежности к социальному дну. Пауперы воспринимаются как люди, "имеющие аморальный облик" (62% экспертов); "неопрятные, опустившиеся" (60% населения и 62% экспертов). Однако половина пауперов не согласна с этой оценкой. Почти три четверти (71%) из них лишены постоянного жилья, две трети (62%) не имеют родных и близких, одна треть (30%) фактически изолированы от общества.

Около 14% маргиналов живет небольшими группами или колониями, остальные - в семьях и одиночками. Места обитания представителей социального дна весьма разнообразны: они селятся в квартирах (своих или своих знакомых), в подвалах и на чердаках домов, в заброшенных домах и садовых домиках, на вокзалах и в портах, в теплотрассах и канализационных коллекторах, на свалках. Наиболее неустроенными являются бомжи и беспризорные дети.

В качестве источников существования следует отметить сбор стеклотары и утильсырья, вещей и продуктов на свалках и в мусорных контейнерах, выполнение различных поручений и перепродажа товаров. Один из основных источников доходов - это подаяние.

Среди нищих и беспризорников самый большой процент алкоголиков и токсикоманов. Большинство представителей дна носит на себе ощутимые следы побоев. Две трети из них питаются крайне нерегулярно и пищей плохого качества. Но в целом они оценивают свое здоровье с умеренной долей оптимизма. Многие из них не пользуются лекарствами. Только треть проституток прибегают к услугам медицинских учреждений и около половины из них не обращают внимание на болезни или лечат их водкой.

Почти абсолютно не охвачены медицинским обслуживанием бомжи и беспризорные дети.

Российское социальное дно очень опасно. Бомжи и беспризорники склонны к насилию; вооружены (по мнению представителей дна, 85% беспризорников и 34% бомжей) холодным оружием, а 28% имеют огнестрельное. Среда, в которой обитают беспризорники, буквально начинена оружием. Особенно часто они употребляют токсические вещества.

Уличные проститутки своими манерами похожи на беспризорных. Их среда является зоной особой опасности. Среди проституток много людей с криминальным прошлым и бурным криминальным настоящим. Среди бомжей меньше людей, склонных к насилию. Они чаще и больше других пауперов пьют алкоголь, но воздерживаются от употребления токсических и наркотических веществ. Значительная доля их попадает в тюрьму.

Причины нисходящей мобильности.

Причины нисходящей мобильности имеют двоякий характер: внешние (потеря работы, неблагоприятные перемены в жизни, криминальная среда, вынужденное переселение, воина в Чечне, последствия войны в Афганистане) и внутренние (людские пороки, неспособность к адаптации в новых условиях жизни, личные качества характера, беспризорное детство плохая наследственность, недостаток образования, отсутствие родных и близких). В обществе доминирует снисходительная установка на проблему бедности, Оправданием бедности служит массовое распространенное мнение, что труд не является источником жизненного успеха. Бедность - это болезнь общества, это не порок, а рок.

Важнейшей причиной, способной привести людей на социальное дно, является потеря работы, которая означает социальную трагедию. Подобная позиция определяет и откровенно обвинительные оценки деятельности Правительства и Президента. В массовом сознании экономические реформы связываются с социальной деградацией, с массовым обнищанием, с жизненными лишениями, менее значимыми воспринимаются влияние криминального мира, война в Чечне и вынужденное переселение (беженцы), которое рождает беженцев.

Факторный анализ статистического ансамбля наблюдений позволил выделить 5 глобальных факторов нисходящей социальной мобильности.

Первый из них - фактор политического детерминизма, в соответствии с которым нисходящая мобильность рассматривается как результат политики экономических реформ, как последствие войны в Афганистане и Чечне, а также - распада СССР.

Второй фактор - криминальность - объясняет социальную мобильность через связь с криминалитетом, через преступное поведение: воровство, вымогательство, насилие, грабежи.

Третий фактор - личное невезение в жизни - связывает социальное дно с болезнями, инвалидностью, с судьбой, с плохим воспитанием в семье.

Четвертый фактор - собственная вина, склонности к порокам, объясняющие нисходящую социальную мобильность через пьянство, наркоманию, токсикоманию, проституцию.

Пятый фактор - социальная изолированность, которая базируется на отказе подчиняться социальным нормам, беспризорность, оторванность от общества, потери связей с семьей, близкими, лишение работы, веры в Бога.

По оценкам экспертов в числе групп риска попасть на социальное дно оказываются:

одинокие пожилые люди (шансы попасть на дно равны 72%), пенсионеры (61%), инвалиды (63%), многодетные семьи (54%), безработные (53%), матери-одиночки (49%), беженцы (44%), переселенцы (31%). Напротив, у них нет шансов для движения вверх по социальной лестнице. Такими шансами обладают лишь те, кто уже занял определенные социальные позиции в обществе.

Сегодня угроза обнищания нависла над вполне состоятельными социально-профессиональными слоями населения. Социальное дно готово поглотить и уже поглощает крестьян, низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых. Процесс массовой пауперизации мало зависит от воли людей. В обществе действует эффективный механизм всасывания человека на дно. Главными элементами этого механизма являются экономические реформы в том виде, как они проводятся сегодня, криминальный мир и неспособное защитить своих граждан государство. Разумеется, что социальное дно (в весьма ограниченных размерах) существовало и раньше. Однако реформы сильно усугубили процессы нисходящей мобильности. И теперь значительно сложнее выбраться из социальной ямы, определить восходящую социальную силу для людей дна. Сами они оценивают эту силу крайне низко. Только 36% считают, что можно выкарабкаться из социальной трясины, 43% - что такого на их памяти не было, 40% утверждают, что иногда и такое случается.

Представители дна не рассматривают свое положение преступным и не принимают силовых методов борьбы. Они надеются на социальное содействие и понимание со стороны общества: трудоустройство и предоставление посильной работы, дома для обездоленных и пункты питания, материальная и медицинская помощь. В то же время "больное" общество видит в социальном дне преимущественно источник зла.

На грани «дна».

Процесс социальной дифференциации стремительно нарастает: богатые делаются еще богаче, а бедные - нищают. В результате формируются два мира, две России, со своими социокультурными ценностями, образами жизни и образами поведения (культурами): мир богатейшего и состоятельного сословия и мир беднейших (аутсайдеров), официально называемых неудачниками. Радикально отличаются у представителей разных имущественных слоев все жизненные перспективы - от социального роста и служебного положения до взаимоотношений в семье и интереса к работе. Потеря социальных жизненных ориентиров очень сильно связана с уровнем доходов и качеством жизни. Именно здесь, в слое неимущих и бедного населения, формируется особый, можно сказать, новый слой - "придонный". Та группа людей, которая уже втягивается на социальное дно. Здесь люди вынуждены окончательно рвать связи с "большим" обществом, они ломаются под тяжестью неудач и социального отторжения.

Проблема поиска места в жизни существенным образом влияет на социальное самочувствие и на характер социального оптимизма. Если большинство богатых смотрит в будущее с надеждой или по крайней мере спокойно, то представители бедных не ждут от жизни ничего хорошего; для их мироощущения характерен пессимизм и отчаяние. В этом психологическом явлении беднейших видно состояние придонья: они еще в обществе, но с отчаянием видят, что здесь им не удержаться. 83% неимущих россиян и 80% бедных постоянно испытывают чувство тревоги. Их волнует не столько низкая заработная плата, сколько ее невыплаты, не столько экономическое положение отрасли, сколько состояние их предприятия. Причина подобной избирательности связана даже не с тем, что они тяжело живут, а со стремлением выжить. "Придонье" - это зона доминирования социальной депрессии, область социальных катастроф, в которых окончательно ломаются и выбрасываются из общества люди.

Процесс формирования слоя связан чаще всего с объективными причинами и показывает характер втягивания людей в воронку социального дня. Сюда могут попасть образованные и необразованные, квалифицированные и неквалифицированные. Образование, уровень культуры позволяют человеку более надежно оставаться на плаву, не выпадать из круга социального взаимодействия. Однако в условиях крайней нищеты человек все равно попадает в группу риска: он может потерять семью, запить, втянуться в круг криминальной деятельности. Удержаться на этой грани непросто. Люди, оказавшиеся в весьма стесненных экономических обстоятельствах, понимая и чувствуя это, естественно, испытывают состояние глубочайшей социальной депрессии. Природный слой формируется как бы помимо воли людей, как результат действия неких глобальных сил. В состав этих социотектонических структур входит экономическое реформирование, опускающее в придонный слой вполне социабельные сословия. Попадание в природный слой характеризуется высоким уровнем пессимизма: люди одиноки, считают себя находящимися на грани краха. Придонный слой, как край социальной воронки, сравнительно невелик (5% от населения) и сюда нельзя относить всех неимущих. Однако именно в этой страте есть люди, которые уже начали втягиваться в социальную бездну и большинству из них самостоятельно не выплыть. Оказываясь на краю социальной деградации, социального падения, люди чаще всего не видят источников поддержки и начинают испытывать состояние паники. Неимущие готовы ожидать помощи только от Бога.

Предоставленная проблема формирует серьезную угрозу социальной безопасности, затрагивая не отдельного человека, а общество в целом.

Весной2002 г. молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по одной из самых оживленных трасс Подмосковья - Киевскому шоссе, увидела на обочине

плакат с призывом к убийству евреев. Eгo миновали сотни машин, но только Татьяна Сапунова остановилась и попыталась coрвать позорный плакат. Однако плакат оказался заминирован, и женщина сильно пострадала от взрыва, но, к счастью, осталась жива. Позже Указом Президента рф она была нaграждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна Сапунова не проехала мимо плаката? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ.

ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)))

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов».

Западные социологи обратили на это внимание еще в конце 50-х годов; причем весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведет к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым. Однако реальные социально-экономические процессы все очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает все большую власть и перераспределяет в свою пользу все большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене еще одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто неспособен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определенность, и не принимать ее во внимание при анализе проблем современного общества невозможно. В.Л. Иноземцев

C1. Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает втор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

С3. Какой еще один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор. Помогите хоть чем-нибудь! пожалуйста!

Сделал тест и прошу проверить на наличие ошибок, если такие имеются, заранее спасибо. 1. Социальная общность, которая отличается

неустойчивым характером, носит название:

2. Социальная общность, основанная на территориальном единстве, называется:

3. Страта ― это:

группа квалифицированных специалистов

группа людей, отличающаяся по участию в процессе создания материальных благ

Социальный слой людей, имеющих похожие экономические показатели

4. Предписания, требования и пожелания соответствующего поведения, называются:

Социальные нормы

традиции

5. Социальная мобильность ― это явление, в большей степени имеющее отношение:

К индустриальному обществу

к постиндустриальному обществу

к традиционному обществу

6. Формами социального контроля являются:

искусство и образование

Нормы и общественное мнение

образование и нормы

общественное мнение и искусство

7. Проявление социального неравенства ― это:

избирательный ценз

Наличие сословных привилегий

получение пенсии

различие в доходах

8. Моральные нормы:

обеспечиваются силой государства

Регулируют общение и поведение людей

9. Какая из перечисленных санкций попадает под классификацию неформальных позитивных?

10. Социальная дифференциация предполагает:

неизменность общественных отношений

Отсутствие социальной однородности

полное равенство в правах и имуществе

11. Решению межнациональных конфликтов в современном мире способствует:

введение чрезвычайного положения

Переговорный процесс с привлечением посредников

своевременное применение силы

12. Увеличение людей с отклонениями в поведении происходит в периоды:

Радикальных социальных перемен

усиления борьбы государства с преступностью

эволюционного развития правовых норм

13. Основной социальной функцией семьи является:

взаимная ответственность

материальное благополучие

моральная поддержка

Рождение и воспитание детей

14. Главные социально-экономические показатели, являющиеся основой деления на страты:

власть, доход, мировоззрение

Доход, власть, престиж, образование

происхождение, доход, семейное положение

15. Социальный конфликт:

подрывает устои общества

препятствует социальному прогрессу

Является неизбежным условием развития общества

1) совокупность норм определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнениии называется: 1) моралью 2) правом 3) культом 4) догмой

2) закончите высказывание. совокупность этических ценностей, основанную на определённых нормах и заповедях, называют....

3) формой общественного сознания в которой находит своё отражение, вгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом: 1) этика 2) право 3) мораль 4) нравы

4) специфическим свойством религии как явлением культуры является: 1 вера 2вера в сверхъестественное 3 связь с миром переживания человека 4 особенные мероощущения

5) спецфическим для религии, как явление культуры, является: .обращение к эмоциям человека 2. использование символики базов 3. веа в лучшее будущеее 4 вера в ральность чуда

6) образование в современном мире отличает: 1 исключительно светский характер 2 общедоступность 3 многообразие путей получения 4 исключительно государственный характер

7) современное образование в нашей стране предполагает: 1. обязательность обучения в государственной школе 2 обязательность единых программм обучение 3 обязательность высшего образования 4 вариантность (наличие разных типов и видов школ)

8) многообразие культурной жизни общества состоит в наличии: 1. разных социальных группп 2. разных взглядов на политику 3. разных доходов людей 4 различных субкультур

9) наука как система знаний не включает: 1. теории 2. факты 3. суждения 4.слухи

10) для науки как вида духовного производства не характерно: 1. создание материальных ценностей 2. связь с умственным трудом 3. наличие цели 4 создание духовных ценностей

11) из утверждений А и Б верно: 1. только А 2. только Б 3. А и Б 4 не А не Б
А. научная картина мира - это специфическая форма систематизации научного знания, соответствующая определённому этапу развитию науки
Б. научная картина мира является его эмоционально - образной моделью

12) форма культуры, связанная с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира, воспроизводящая мир в образах и символах называется: 1. наукой 2. религией 3.искусством 4.моралью

13) искусство как форма культуры характеризуется: 1. точностью и определённостью 2. образностью и творческим характером 3. творческим характером и понятийным мышлением

Помогите ответить всего на 2 вопроса

Социальная структура современного российского общества

Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.

Российское общество состоит из четырех социальных слоев:
верхнего, среднего, базового и нижнего, а также... «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой... К нему относятся элитные... группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Второй слой назван средним... Пока этот слой слишком малочислен... Это мелкие предприниматели... менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные... специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус... интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
...Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. –
Ростов-на-Дону, 2000. – С. 167–168.

Вопросы и задания к тексту:
1. На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.
2. Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

Социальным дном называют особый класс (категорию) граждан, который состоит из людей, оказавшихся как бы за бортом современной цивилизации. Его также именуют андерклассом - самым нижним слоем общества, состоящим из бомжей, бродяг, беспризорных, наркоманов и алкоголиков, а также проституток, в общем, всех тех, кто ведет непристойный, по меркам обычного человека, образ жизни. Тех, кто оказался на социальном дне, называют маргиналами, нищими, бомжами и т. д. Эта категория общества может способствовать росту преступности.

Исследования нищеты

Бомжи и бродяги иногда становятся объектом научных исследований. Так, согласно одному из них, на социальном дне оказываются не только низкоквалифицированные работники, но и те, кто в прошлом имел хорошую квалификацию. Они составляют примерно четвертую часть представителей низшего слоя общества. Довольно существенна среди них и доля бывшей интеллигенции - от 10 до 15 процентов.

Согласно мнению одного из специалистов по вопросам социологии Е. Н. Заборова, мировое сообщество должно уделять больше внимания проблемам трудоустройства. В противном случае в будущем 4/5 от общего числа жителей могут остаться без средств к существованию, в то время как оставшиеся 20 % станут еще богаче. Подобное расслоение, к сожалению, очень актуально для современной России. В результате этих процессов на дне может оказаться большая часть граждан нашей страны.

Последствием будет исчезновение среднего класса, а также вероятное возникновение конфликтных ситуаций из-за социального неравенства.

Социальное дно в литературе

Расслоение на бедных и богатых стало главной темой некоторых произведений и художественных фильмов. Отдаленные последствия всех этих процессов красочно описаны в книге Герберта Уэллса «Машина времени». В этом романе нищие и лишившиеся жилья и достатка люди постепенно ушли под землю, освободив место на поверхности земли богатой элите. Со временем изменилась даже биология этих людей. Представители низшего класса из подземелья превратились в почти бесцветных небольших существ с сумеречным зрением, а те, кто жил в раю на поверхности, стали беззащитными и наивными существами с гармоничным, но хрупким телом.

В кинематографии

В Фильме «Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне в главной роли описано будущее, где в подземных катакомбах, питаясь крысами, жили потомки отслоившегося низшего класса, а на поверхности земли - богатые представители элиты. Ненависть, существовавшая между ними, и легла в основу данного художественного фильма.

Дно социальной жизни в его нынешнем виде ярко проиллюстрировано в фильме «Один дома-2». Увидеть его «во всей красе» довелось главному герою этого фильма - мальчику по имени Кевин. Эпизоды с показом жизни бездомных и бродяг встречаются во многих американских кинолентах.

Нищета в Российской Федерации

Социальное дно в России достаточно хорошо выражено. По мнению академика РАН Т. И. Заславской, в нашей стране 4 слоя общества: верхний, средний, базовый и низший. Отдельной категорией ученая выделяет так называемое десоциализированное социальное дно. Главной его особенностью является полная отчужденность от основных социальных институтов и, напротив, вовлеченность в криминальные или частично криминализированные группы. Все это приводит к утрате способностей к обычной цивилизованной жизни и десоциализации. По ее мнению, представителями дна в России являются лица, ведущие противозаконную преступную деятельность и занимающиеся бандитизмом, воровством, незаконной подпольной торговлей, содержанием притонов, а также бомжи, наркоманы, бродяги, алкоголики и проститутки.

По данным И. М. Ильинского, в 2007 году на «дне» находились 14 млн чел. Из них 4 миллиона - это бомжи и столько же - беспризорные дети, 3 - нищие и еще 3 - проститутки.

По мнению академика Иноземцева, в категорию низших слоев попадают до 15 % от всего населения. При этом еще столько же имеют пограничные между бедностью и нищетой доходы. Однако они не выпадают из общих жизненных канонов и остаются в рамках цивилизованного общества. Но при ухудшении социально-экономической ситуации в стране эта вторая группа легко может слиться с первой, что приведет к опасной трансформации общества и росту напряженности в стране.

По мнению социолога Н. Д. Вавилиной, социальное дно состоит из бомжей, бездомных, бывших заключенных, нищих, алкоголиков и наркоманов, беспризорных, беженцев и проституток.

Почему люди уходят на «дно»?

Помимо тех, кто становится маргиналом по «призванию» (так называемые профессиональные бомжи), многие выпадают из цивилизованной жизни в силу стечения обстоятельств, отсутствии четких жизненных целей и жизненной стратегии, пристрастия к алкоголю и/или наркотикам, а иногда и по причине податливости в плане отстаивания собственных прав и интересов. Дети могут стать беспризорными также по самым разным причинам.

Опуститься на социальное дно человека могут подтолкнуть личные трагедии, неудовлетворенность обществом, распространенная безработица и социальное расслоение. Многие ограничиваются тем, что спиваются и/или погрязают в депрессии, но некоторые уходят еще дальше, выпадая, таким образом, из современной жизненной суеты.

Жестокость современной жизни

Теперешняя жизнь по своей сути не менее жестока, чем это было несколько столетий назад. Изменилась лишь форма этой жестокости, но борьба за выживание и место под солнцем, к сожалению, никуда не исчезли, они по-прежнему играют ведущую роль. Если раньше на первое место выходили такие качества, как сила и выносливость, то теперь это ум, смекалка, стрессоустойчивость, умение влиться в коллектив и т. д. Не каждый способен справиться со всеми этими нагрузками, а хронический стресс стал проблемой №1 в 21 веке. Социальная несправедливость и социальное неравенство, в том числе массовое распространение в современной России кумовства, оставляют заведомо меньше шансов на удовлетворение своих потребностей большинству граждан нашей страны. При этом так называемая элита, напротив, пользуется привилегиями и дополнительным количеством общественных и материальных благ.

Признаки расслоения хорошо видны на примере сравнения уровня жизни в российской столице и в регионах.

Потеря работы также может стать причиной смены стиля жизни в негативном направлении.

Разновидности представителей дна

В зависимости от обстоятельств, в которых оказался конкретный человек, и его личных особенностей, выделяют несколько типов маргиналов социального дна:

  • Люди Их появление часто связано с лишением жилья по причине развода, обмана или нехватки средств к существованию. Также причиной может быть отбывание срока тюремного заключения. Бомжами могут стать и те, кто погряз в долгах и не в состоянии по ним расплатиться. В США существуют также бомжи «по призванию», которые выбирают этот образ жизни намеренно. Люди без определенного места жительства предпочитают свалки и другие грязные места вдали от бурной городской суеты. Однако могут находиться и в людных районах (вокзалы, подземные переходы). Нередко бомжи имеют среднее или высшее образование.
  • Нищие, которые зарабатывают тем, что просят подаяния у прохожих. Их можно встретить на вокзалах и в других многолюдных местах. Они могут как иметь собственное жилье, так и быть лишенным его. Во втором случае отсутствует четкая грань между нищим и бомжем.
  • Дети-беспризорники. Они остались без жилья по причине утраты родителей или по собственной инициативе (как правило, на фоне конфликта с родителями). В дальнейшем беспризорники могут становиться бомжами.
  • Уличные проститутки, не работающие официально и получающие свой доход от случайных клиентов. Их можно встретить на улицах, особенно в злачных местах. Среди них попадаются даже дети. Четверть уличных проституток не имеют места жительства, то есть являются бомжами. Минимальный возраст составляет 14 лет. Нередко они связаны с криминальной деятельностью, наркоманией, алкоголизмом. Эти факторы часто являются также и причинами скатывания этих людей в общественные низы.

Как живут обитатели дна?

Две трети людей, оказавшихся на дне социального общества, - это мужчины. Наиболее распространенный возраст бомжей и нищих - 45 лет, проституток - 28 лет, беспризорных - 10 лет. Самые маленькие беспризорные имеют возраст 6 лет, а нищие - 12 лет. Большинство из тех, кто оказался на «дне» недавно, испытывают чувство отчаяния и безнадежности, а те, кто уже свыкся с такой жизнью, - безнадежное спокойствие.

Более оптимистичны беспризорные дети.

В качестве места жительства бездомные выбирают свалки, подвалы, вокзалы, теплотрассы и систему канализации. Бомжи и беспризорные отличаются максимальной жизненной необустроенностью. Помимо выпрашивания денег у прохожих, нищие могут заниматься сбором металла, стеклотары, продуктов и вещей на свалках; использовать временные подработки. Они употребляют пищу низкого качества и часто в недостаточных количествах. Многие вообще не используют лекарства. Бомжи и беспризорные, как правило, не пользуются услугами медиков. Среди проституток обращаются в медучреждения примерно треть от их общего числа.

О чем говорит статистика

Почти 50 % представителей социального дна не видят какого-либо выхода из своего положения, а 36 % допускают таковой. Большинство из них надеются на социальную помощь и возможность трудоустроиться на низкоквалифицированную работу, на медицинскую и материальную помощь, на открытие пунктов бесплатного питания. Однако отношение обычных людей к представителям социального дна по большей части негативное.

Нахождение на задворках общества характерно для 10 % населения городов. По статистике, нищих примерно столько же, сколько и бомжей, чуть меньше беспризорников и гораздо меньше - уличных проституток. Беспризорными являются 10 процентов от общего числа детей. По сведениям МВД Российской Федерации, бездомных детей в России от 100 до 350 тысяч человек.

Опасность представителей

Люди, находящиеся на социальном дне, не всегда миролюбивые. Тяжелые условия жизни и чувство отчаяния либо криминальное прошлое делают его представителей довольно опасными для общества. Они могут быть вооружены, в том числе и огнестрельным оружием, и склонны к насилию. Многие могут находится под воздействием опьяняющих веществ. Среди проституток много криминализированных личностей. Бомжи и нищие реже связаны с криминалом и среди них меньше опасных людей.

Те, кто находится на грани дна

Процесс расслоения общества в нашей стране является четко выраженным. С одной стороны, доходы многих и без того бедных россиян падают. С другой, те, кто и так неплохо пристроился в нынешней жизни, становятся еще богаче. Поэтому все больше людей приближаются к грани социального дна. Характерно, что если состоятельные граждане смотрят в будущее чаще с оптимизмом (либо нейтрально), то представители бедных слоев населения, напротив, с тревогой, опасениями, пессимизмом и отчаянием. Все это порождает апатию и депрессию и, таким образом, снижает стимул к дальнейшей борьбе. То есть предопределяет еще большее скатывание вниз. По статистике, постоянное чувство тревоги испытывают более 80 % бедняков. Многих волнует риск внезапного увольнения, потери работы и невозможности найти ей замену, риск невыплаты зарплаты и резкого роста цен. И это понятно, ведь все эти факторы могут вообще лишить человека средств к существованию.

Проблема бедных в России чаще всего видится ими именно в риске потерять еще больше, нежели в неудовлетворенности своим нынешним положением, к которому они кое-как уже привыкли. Являясь, таким образом, представителями придонья, они в любой момент могут оказаться выброшенными уже на настоящее социальное дно.

В категории придонья можно встретить образованных, квалифицированных и неквалифицированных людей, а также граждан без образования. Большинство из них не виноваты в сложившейся ситуации, а оказались заложниками внешних обстоятельств, в которых они не смогли ужиться или даже не имели такой возможности. Большинство из них без внешней поддержки неспособны радикально изменить свое положение. Единственным способом уйти от состояния паники для многих из них становится вера в бога.

Заключение

Таким образом, главной причиной появления низшей социальной прослойки являются неблагоприятные условия жизни людей. Тех, кто оказался на социальном дне, называют маргиналами, нищими, бомжами и т. д. По прогнозам, в будущем их может стать еще больше.

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • Дать учащимся представление о характере, особенностях и тенденциях развития социальных отношений в современном мире и в первую очередь – в нашем обществе.
  • Продолжить формировать общеучебные умения: сравнительный анализ явлений и процессов, различия фактов и оценок, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов.
  • Помочь школьникам осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы ее изменения.

Оборудование: художественная литература, учебники, журналы, иллюстрации.

Основные понятия: социум, социальная структура, социальный статус, маргиналы, люмпены, социальное "дно", андерклассы.

ХОД УРОКА

Предварительный этап. На предыдущем уроке учащиеся разделились на группы. Каждой группе было дано задание: из художественной литературы, фильмов, а также из реальной жизни подобрать материал об образе жизни, формах поведения, которые характеризуют так называемое социальное "дно".

I. Начало урока

Мотивация: Настрой на урок. Пожелание удачи друг другу в решении очень сложной задачи.

Постановка цели: Учащиеся самостоятельно должны определить и поставить цели урока.

Особое внимание ребят должно быть направлено на отношение общества к этим людям.

II. Работа с терминами и понятиями

Важно, чтобы учащиеся вспомнили или записали те понятия и термины, с которыми им предстоит работать.

Запись на доске: социум, социальная структура, социальный статус, маргинал, люмпен, социальное "дно".

1. Погружение в проблему. " Встречи" с представителями маргинальных слоёв населения. (Фрагмент фильма)

Группы учащихся знакомят класс с собранной ими информацией и дают словесные портреты людей, оказавшихся на социальном "дне"

2. Дискуссия: определение позиций. На этом этапе ребята должны определить, какой, по их мнению, должна быть позиция государства к данной группе, а также определить свою собственную позицию по отношению к ней.

Обсуждение начинается со следующих вопросов:

  • Кто эти люди – “отбросы" общества, сознательно выбравшие такой образ жизни, или лица, нуждающиеся в помощи и особой заботе?
  • Обязано ли государство тратить деньги на помощь таким людям?

Чтобы избежать полутонов в предлагаемых оценках, вопрос надо ставить в довольно жёсткой формулировке "или" – "или".

3. Высказывания учащихся и их позиция к этой проблеме

  • По моему мнению, государство должно помогать социально незащищённым слоям населения – пенсионерам, детям-инвалидам, многодетным семьям.
  • Я считаю, что государству необходимо заботиться о развитии образования и медицины, а не тратить деньги таких людей, которые даже не пытаются выбраться из этого "дна".
  • В сегодняшнем обществе у всех равные возможности.
  • Каждый человек – хозяин своей судьбы, каждый должен сам заботиться о себе, а не ждать "подачки" от государства.
  • Люди социального "дна" – это опустившиеся, ленивые, бывшие заключённые, бомжи которые живут в подвалах, трущобах или на помойках – они чаще всего и не пытаются выбраться из этого "дна".
  • Бомжи, бродяги, безработные – в первую очередь люди, и им тоже нужна помощь. Нет гарантии, что завтра с тобой не случится беда, и ты не окажешься на улице. Государство обязано помогать своим гражданам в тяжёлых обстоятельствах т.к. никто не застрахован от пожара, войны или других стихийных бедствий. Некоторые люди, потеряв паспорт или став жертвой мошенников, могут стать бомжами. Таким людям, попавшим в беду, необходимо помогать.

III. Релаксация

IV. Проблематизация и работа в группах

Результатом предыдущей работы должно стать понимание детьми самой проблемы отношения общества и государства к представителям социального "дна". Ребята видят, что даже в классе отношение к этим людям разное, к их проблемам, к возможности и необходимости им помогать разное.

Тема социального "дна", поднятая на уроке, очень сложная и неоднозначная, остаётся много риторических вопросов, не требующих сиюминутных ответов.

Как определить – кто сознательно выбрал себе такую жизнь, а кто опустился на "дно" в силу сложных жизненных обстоятельств и возможно ли вообще это определить?

Если государство служит человеку, то должно ли оно разделять людей на достойных его заботы и недостойных?

Человек – всегда человек или только тогда, когда соответствует общественным стандартам, т.е. своим поведением и образом жизни похож на других?

А если посмотреть на все это глазами тех людей, о которых мы сегодня говорим?

V. Здоровьесберегающая пауза

Ребятам предлагается поработать еще раз в группах.

Представьте себя на месте этих самих представителей маргинальных слоев населения и попытайтесь воспроизвести их взгляды на самих себя, общество, государство.

Ребята сразу же отмечают настороженное отношение этих людей к государству, к представителям власти.

Окружающих они характеризуют как равнодушных, черствых людей, не понимающих их проблем, не проявляющих к ним никакого сочувствия, отторгающих и презирающих.

Учащиеся описывают самовосприятие этих людей в следующих понятиях: безысходность, обречённость, покинутость, неуверенность, пессимизм.

Также необходимо отметить, что, кроме нравственной стороны проблемы отношения к маргинальным слоям общества, есть ещё и политическая.

Она заключается в том, что наличие в социальной структуре большого слоя таких людей представляет определённую опасность для демократии.

Как правило, именно эти люди, мечтающие о порядке, справедливости, искренне верящие всевозможным предвыборным обещаниям, а затем, разочаровавшись в демократических принципах, которые не принесли им реальной материальной выгоды, начинают поддерживать экстремистские силы, пособничать террористам.

Как должна проявляться политика государства в этих случаях?

На следующем уроке учащимся предлагается самим определить политику государства.

VI. Продолжение дискуссии

Чтобы разнообразить спектр позиций, которые ученики выработали в начале урока, предлагается обсудить известную на Западе формулу социальной помощи: "лучше дать нуждающемуся не рыбу, а удочку ".

Группы учащихся высказывают свою точку зрения, аргументируют.

Затем ребята предлагают свои конкретные варианты социальной помощи маргинальным слоям населения.

VII. Домашнее задание: Окончательно определиться, оформить и составить программу политики государства по отношению к социальному "дну ".

VIII. Рефлексия

А) Учащиеся в конце урока по группам должна заполнить таблицу и оценить (отрефлексировать) динамику собственной позиции по данной проблеме: "Утвердились ли вы в своем первоначальном мнении, добавили ли к нему что-то иное или изменили его полностью? "

Б) Ребятам раздаю листы с кластерами. Предлагаю вокруг данного ключевого слова или в данном случае понятия "социального "дна", прописать личностное отношение и представление о нем. Результат заполнения кластера.

IX. Подведение итогов